В апреле 1954 г. постановлением Правительства Совета Министров СССР было создано Специальное Конструкторское Бюро при Заводе имени Сталина (СКБ ЗИС), задачей которого было создание автомобилей повышенной проходимости с улучшенными тяговыми и грузоподъёмными характеристиками, а также создание техники двухсредного исполнения. Под двухсредностью понималась способность транспортного средства без подготовки, с ходу осуществлять движение по воде в надводном положении. Руководителем был назначен, в последствие Великий В.А. Грачев.
Чуть более чем через год, в августе 1955 г. был создан первый ходовой макет (ЗИС-Э134 макет №1,т.е. экспериментальный 134) на котором проверялась концепция равноустановленных ведущих мостов, а также перспективная компоновка агрегатов трансмиссии.
Кабина, кузов и целый ряд «второстепенных» для данной машины элементов был взят от ЗиС/ЗиЛ-157. Колесная формула «господина» была 8х8, снаряженная масса 7000 кг, грузоподъемность 3000 кг. Двигатель установили верхнеклапанный ЗИЛ 120ВК (бензиновый карбюраторный, рядный шестицилиндровый, рабочим объёмом 5,555 л и мощностью 130 л.с. при 3000 об/мин.) за которым стояла 5-ти ступенчатая механическая КПП с 2-ух ступенчатой раздаткой, от которой крутящий момент передавался двум коробкам отбора мощности, а от них на мосты. Подвеску применили ещё традиционную для тех времен зависимую на продольных рессорах, дорожный просвет составлял внушительные 370 мм.
В начале апреле 1956 г. был изготовлен уже макет №2 Э134, на котором отрабатывалась идея водоплавающей машины. Подвеска была уже жесткая, собственно роль подвески исполняли 8 шин низкого давления, двигатель установили серийный ЗИС-121А мощностью 120 л.с. при 2800 об/мин. Управляемые оси, как и в случае с макетом №1 были передние две, но для облегчения их поворота уже использовали два гидроусилителя (по одному на каждую ось) от автобуса ЗиС-127. Позже на базе этого макета сделали версию с опробыванием концепции разнесённых осей (передний и зданий мосты разнесли от средних), тем самым изменив развесовку по осям и геометрическую проходимость.
В июле 1956 г. построили третий ходовой макет (макет №3) 6х6 с крайними управляемыми осями с целью определения зависимости проходимости от удельного давления на грунт, данный макет использовался и с формулой 4х4 со снятыми колесами и отключенным средним мостом.
В 1957 г. было изготовлено два опытных образца уже собственно ЗиЛ-134, который в будущем послужит основой для ЗиЛ-135/135Б на базе которых будет создано целое семейство массовых 135-ых. ЗиЛ-134 также как и макет №2 имел водоизмещающий корпус с расположенным за кабиной экспериментальным бензиновым карбюраторным двигателем V12 (ЗиЛ-Э134) мощностью 240 л.с. при 3000 об/мин, который агрегатировался с 3-ступенчатым гидротрансформатором (АКПП) и самоблокирующимися межосевыми дифференциалами. Подвеска уже была независимая, рыжано-торсионная на всех колесах. Снаряженная масса выросла до 10 600 кг, а грузоподъёмность была повышена до 4000 кг(на 1000 кг. больше, чем у макета №1).
*Все фотографии использованы с общедоступных интернет-ресурсов, книг и журналов*
**Спасибо за подписку и внимание. Лайки категорически приветствуются! Приятного познавания истории**
Деревянный Москвич - стальной Опель (Москвич-400-422 / 401-422)
На 40 лет раньше японцев (ГАЗ М-73)
Неужели это ПАЗ?! (ПАЗ Турист-8,5 м/Турист-Люкс/3202Т/3203)