Найти в Дзене

Как принять свои ошибки и превратить их в опыт?

В этой сказке зашифрована ТЕХНИКА РАБОТЫ С ЖИЗНЕННЫМИ ОШИБКАМИ.

Очередной день в школе Жизни. Ученица, которую все звали не по имени, а по прозвищу - Уж Такая, Какая Есть - спешила на самое последнее по расписанию занятие - Работу Над Ошибками.

Урок уже давно начался, когда она робко постучалась:

- Ну же, входите, - послышался добродушный голос учителя.

Она вошла.

- Опаздываете, - сказал учитель и неодобрительно покачал головой.

- Уж такая, какая есть, - с вызовом ответила ученица.

- Да-да, мы уже в курсе, как вас зовут, - с улыбкой произнес учитель.

В классе послышались перешептывания и сдержанный смех.

Опоздавшая, которая все еще стояла у двери, не на шутку обиделась: ее лицо покраснело, на глазах появились слезы, она ото всех отвернулась и обратилась уже было к бегству, но учитель остановил ее.

- Присаживайтесь! Не обижайтесь, прошу вас! Мы вовсе не хотели вас огорчить.

- Уж такая, какая есть - обижаюсь, коли обидели, - ответила ученица и пошла к своему месту.

Учитель вновь обратился к ней:

- Раз уж вы все-таки пришли, у меня к вам вполне логичный вопрос: отчего же вы не посещали занятия по Конфликтологии, Обидоведению и Обществолюбию?

- Уж такая, какая есть: обидчивая, вспыльчивая и нелюдимая. Извольте принимать такой.

- Но на это занятие вы все же пришли. В чем секрет? Утолите наше любопытство!

- Я хочу перейти в следующий класс. Без вашего этого занятия - Работы Над Ошибками - меня туда не примут.

- Ах вот в чем дело! Следовательно, вы готовы признать, что ошибки у вас все-таки есть?

- Ошибок нет, есть опыт!

- И каков же ваш опыт?

- Уж такой, какой есть.

- И чему вы тогда научились в нашем классе, чтобы иметь основания перейти в следующий?

Ответить было нечего. Ученица задумалась: а ведь действительно, за весь учебный год она не выучила ни одного урока, не сдала ни одного зачета, ни одного экзамена...

Неуверенным голосом она произнесла:

- Ничему не научилась. Уж такая...

И не стала договаривать свое любимое оправдание.

Учитель спросил:

- Вы готовы учиться?

Она кивнула, опустив от стыда голову.

- Что ж, это прекрасно! Не огорчайтесь: признать свои ошибки - не значит проиграть, быть слабой и вечно виноватой. Это и значит - обрести тот самый опыт.

- А как это сделать?

Учитель обрадовался.

- Давайте попробуем. Задание первое: написать список ошибок, которые вы готовы за собою признать.

Пауза. Момент внутренней борьбы. Глубокий вдох и...

- Я сегодня опоздала, по привычке обиделась, говорила с вами, учитель, без должного уважения, не посещала предыдущие занятия...

- Замечательно! Процесс пошел! Запишите это в свою тетрадь. А теперь задание второе: попробуйте увидеть свое поведение со стороны, как это выглядело? Что почувствовали окружающие?

Опять пауза и неожиданный возглас:

- Ой, напротив каждой моей ошибки появилась гусеница! Прямо на листе! Ой, они становятся все больше в размерах!

Учитель успокоил:

- Все верно. Это появилось чувство вины: вы сделали свое задание искренне. Но вам не нужно останавливаться на этом этапе, иначе гусеница никогда не станет бабочкой!

- Что же делать?

- Все просто. Поместить каждую гусеницу в кокон размышлений. Для этого нужно задать себе вопрос: чему учит меня каждая ошибка?

- Сейчас... Приходить вовремя, уважать старших, прощать, понимать, дружить с одноклассниками... О, действительно: все гусеницы переместились в коконы!

- Поздравляю, вы справились и с этим заданием! Но в коконе они могут очень надолго застрять, если не сделать последнее упражнение, практическое. Вот оно: как я могу исправить каждую свою ошибку?

- Завтра я приду вовремя на занятия; буду посещать все уроки и делать домашние задания; прямо сейчас я прошу прощения за свое поведение у вас, учитель, и у вас, мои одноклассники: из-за меня вы потеряли столько времени! Я очень хочу с вами общаться, очень хочу научиться дружить, просто еще не умею...

И тут появились они... бабочки. Прямо в классе! Они кружили вокруг ученицы в своем волшебном разноцветном танце, потом садились на лоб, щеки, нос, ладони ее одноклассников. Все были счастливы видеть это чудо...

Учитель, довольно улыбаясь, спросил:

- Но позвольте, дорогая, мы попали в затруднительное положение. Как же нам теперь вас называть? Ваше прозвище вам совсем не к лицу...

Ученица рассмеялась и ответила:

- На самом деле меня зовут Радость!

С возвращением тебя, милая Радость!

Автор: Нина Сумирэ