В этой сказке зашифрована ТЕХНИКА РАБОТЫ С ЖИЗНЕННЫМИ ОШИБКАМИ.
Очередной день в школе Жизни. Ученица, которую все звали не по имени, а по прозвищу - Уж Такая, Какая Есть - спешила на самое последнее по расписанию занятие - Работу Над Ошибками.
Урок уже давно начался, когда она робко постучалась:
- Ну же, входите, - послышался добродушный голос учителя.
Она вошла.
- Опаздываете, - сказал учитель и неодобрительно покачал головой.
- Уж такая, какая есть, - с вызовом ответила ученица.
- Да-да, мы уже в курсе, как вас зовут, - с улыбкой произнес учитель.
В классе послышались перешептывания и сдержанный смех.
Опоздавшая, которая все еще стояла у двери, не на шутку обиделась: ее лицо покраснело, на глазах появились слезы, она ото всех отвернулась и обратилась уже было к бегству, но учитель остановил ее.
- Присаживайтесь! Не обижайтесь, прошу вас! Мы вовсе не хотели вас огорчить.
- Уж такая, какая есть - обижаюсь, коли обидели, - ответила ученица и пошла к своему месту.
Учитель вновь обратился к ней:
- Раз уж вы все-таки пришли, у меня к вам вполне логичный вопрос: отчего же вы не посещали занятия по Конфликтологии, Обидоведению и Обществолюбию?
- Уж такая, какая есть: обидчивая, вспыльчивая и нелюдимая. Извольте принимать такой.
- Но на это занятие вы все же пришли. В чем секрет? Утолите наше любопытство!
- Я хочу перейти в следующий класс. Без вашего этого занятия - Работы Над Ошибками - меня туда не примут.
- Ах вот в чем дело! Следовательно, вы готовы признать, что ошибки у вас все-таки есть?
- Ошибок нет, есть опыт!
- И каков же ваш опыт?
- Уж такой, какой есть.
- И чему вы тогда научились в нашем классе, чтобы иметь основания перейти в следующий?
Ответить было нечего. Ученица задумалась: а ведь действительно, за весь учебный год она не выучила ни одного урока, не сдала ни одного зачета, ни одного экзамена...
Неуверенным голосом она произнесла:
- Ничему не научилась. Уж такая...
И не стала договаривать свое любимое оправдание.
Учитель спросил:
- Вы готовы учиться?
Она кивнула, опустив от стыда голову.
- Что ж, это прекрасно! Не огорчайтесь: признать свои ошибки - не значит проиграть, быть слабой и вечно виноватой. Это и значит - обрести тот самый опыт.
- А как это сделать?
Учитель обрадовался.
- Давайте попробуем. Задание первое: написать список ошибок, которые вы готовы за собою признать.
Пауза. Момент внутренней борьбы. Глубокий вдох и...
- Я сегодня опоздала, по привычке обиделась, говорила с вами, учитель, без должного уважения, не посещала предыдущие занятия...
- Замечательно! Процесс пошел! Запишите это в свою тетрадь. А теперь задание второе: попробуйте увидеть свое поведение со стороны, как это выглядело? Что почувствовали окружающие?
Опять пауза и неожиданный возглас:
- Ой, напротив каждой моей ошибки появилась гусеница! Прямо на листе! Ой, они становятся все больше в размерах!
Учитель успокоил:
- Все верно. Это появилось чувство вины: вы сделали свое задание искренне. Но вам не нужно останавливаться на этом этапе, иначе гусеница никогда не станет бабочкой!
- Что же делать?
- Все просто. Поместить каждую гусеницу в кокон размышлений. Для этого нужно задать себе вопрос: чему учит меня каждая ошибка?
- Сейчас... Приходить вовремя, уважать старших, прощать, понимать, дружить с одноклассниками... О, действительно: все гусеницы переместились в коконы!
- Поздравляю, вы справились и с этим заданием! Но в коконе они могут очень надолго застрять, если не сделать последнее упражнение, практическое. Вот оно: как я могу исправить каждую свою ошибку?
- Завтра я приду вовремя на занятия; буду посещать все уроки и делать домашние задания; прямо сейчас я прошу прощения за свое поведение у вас, учитель, и у вас, мои одноклассники: из-за меня вы потеряли столько времени! Я очень хочу с вами общаться, очень хочу научиться дружить, просто еще не умею...
И тут появились они... бабочки. Прямо в классе! Они кружили вокруг ученицы в своем волшебном разноцветном танце, потом садились на лоб, щеки, нос, ладони ее одноклассников. Все были счастливы видеть это чудо...
Учитель, довольно улыбаясь, спросил:
- Но позвольте, дорогая, мы попали в затруднительное положение. Как же нам теперь вас называть? Ваше прозвище вам совсем не к лицу...
Ученица рассмеялась и ответила:
- На самом деле меня зовут Радость!
С возвращением тебя, милая Радость!
Автор: Нина Сумирэ