Найти в Дзене
CADELTA.RU

Советский гигант B-12 - самый тяжелый вертолет в мире

Оглавление

В-12 – самый габаритный и грузоподъемный вертолет в истории авиации. Еще один амбициозный советский проект, вызванный гонкой вооружений. Нередко встречается его второе название – Ми-12, однако это не совсем корректно. Обозначение «В» присваивалось разработке на стадии создания, «Ми» - после запуска серийных партий. В-12 так и не вошел в авиационный парк СССР, серийно его не производили. Вертолет, который в 1971 году произвел триумфальное впечатление на Международном авиасалоне в Ле-Бурже, стал впоследствии лишь музейным экспонатом.

Инновационная схема крыла

Первоначальные разработки по созданию гиганта начались в 1959 году. Для эффективной работы вертолета перед инженерами стояла задача: продумать оптимальную схему расположения винтов. Стандартным размещением считается вариант, когда винты крепятся один за другим в продольной конфигурации.

-2

Однако тестовые испытания принесли неутешительные плоды: передний винт мешал ходу позади расположенного, а вытянутый корпус снижал технические показатели машины. Тогда была предложена схема поперечного крепления, но и тут выявились недостатки. Чтобы винты не создавали препятствий друг другу, их необходимо было поместить на большом удалении друг от друга. В результате это сильно увеличивало вероятность ненужных резонансных колебаний.

-3

Рассмотрев множество вариантов, конструкторы пришли к инновационному решению – специалисты создали уникальное крыло обратного сужения. Позднее эта технология была запатентована в Италии, Франции, Англии. Если коротко, то инженеры перевернули традиционную схему расположения крыльев: узкая их часть крепилась к фюзеляжу, а широкая была на конце. Такая конструкция снизила резонансные колебания и увеличила подъемную силу.

Мировой триумф

Первая опытная модель была создана к 1967 году. Вертолет получился поистине богатырским: несущие винты диаметром 35 метров вращались со скоростью 200 оборотов в минуту, общая мощность двигателей равнялась 26 000 лошадиным силам, размер фюзеляжа составлял 37 метров. К сожалению, первое испытание провалилось – из-за большой нагрузки при вертикальном взлете машину стало опасно раскачивать, что привело к экстренной посадке.

-4

Спустя еще 2 года доработок, расчетов и корректировок второе испытание машины прошло успешно. В 1969 году В-12 поднялся на высоту более 2000 метров с грузом 40 тонн, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов. Этот показатель до сих пор не превзойден. А затем состоялось мировое признание на Международной выставке в Ле-Бурже, где богатырский вертолет вызвал неподдельный интерес и покорил всех.

-5

Дальнейшая судьба очередного проекта советской гигантомании закончилась не совсем удачно. Вскоре наметилось очередное улучшение политической обстановки, потепление между соперниками холодной войны, в результате военные задачи были пересмотрены. Гигантский вертолет В-2 оказался не у дел, серийный выпуск его не состоялся. В общей сложности их было построено всего два, но все конструкторские решения при его создании было позже использованы в дальнейшей разработке другого силача – вертолета Ми-26.

Нам очень приятно, что вы дочитали до конца. Если наша публикация пришлась вам по душе, поддержите нас подпиской и лайком, и мы сможем радовать вас ещё более интересными публикациями еще чаще. А ещё у нас есть телеграм канал