В 2011 году я написал материал в своем (https://russos.livejournal.com) блоге про Фрунзенскую ССВ (служебно-соединительная ветка), которая соединяет одноименную станцию Сокольнической линии с Кольцевой. Статья получилась весьма насыщенной и объемной. В прошлом году, когда я снимал ночью в метро для своего фотоальбома, я отправился на станцию «Фрунзенская» чтобы официально и неспешно пройтись по этой ветке и доснять то, что не снял шесть лет назад.
Также за это время открылись некоторые интересные обстоятельства, воспоминания метростроевцев и документы, касающиеся аварии в ноябре 1954 года при проходке первого варианта трассировки. Именно тогда частично разрушился и ушел под землю один из цехов на ткацкой фабрике «Красная Роза».
Поводом вернуться к этой теме послужила заметка Агентство городских новостей «Москва» — «Метро испытает возможность снижения уровня шума на опытном пути «красной» ветки метро»:
Московский метрополитен планирует испытывать технологию для снижения уровня шума и вибрации на опытном участке пути от станции «Фрунзенская» до станции «Парк Культуры» Сокольнической линии метро. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил источник в транспортном комплексе столицы.
«Планируется обустроить существующий опытный участок пути Московского метрополитена для проведения эксплуатационных испытаний в части снижения уровня шума и вибрации», — сказал собеседник агентства.
Он отметил, что для испытания будет использоваться соединительная ветвь между станцией «Фрунзенская» Сокольнической линии и станцией «Парк культуры» Кольцевой линии.
А на сайте госзакупок http://zakupki.gov.ru появилась соответствующая заявка «Разработка проектной документации по устройству опытного участка пути Фрунзенской соединительной ветви Сокольнической линии» для последующего проведения эксплуатационных испытаний в части снижения уровня шума и вибрации.
Когда-то эта ветка служила полигоном для испытаний подвижного состава, и вот снова к этой теме возвращаются.
Из всех ССВ (Служебно-Соединительных Веток) Фрунзенская, соединяющая Кольцевую линию с Сокольнической, пожалуй, самая загадочная из-за непонятного тупика, ведущего в никуда. В 2002 году она стала первым объектом для исследования, и в одну из весенних ночей мы с Штурманом отправились туда в экспедицию. Я тогда только учился снимать на пленочный Canon EOS10 с чудо-объективом Сигма 28-200. И то, что я наснимал тогда, по нынешним меркам, можно смело выкинуть. А вот у Штурмана получились прекрасные кадры.
Позже, в декабре 2010 года я прошелся по перегону Кольцевой линии от станции «Киевская» до станции «Парк Культуры» и поснимал начало этой ССВ на Кольцевой линии. Теперь, в июне прошлого года, я прошелся по ССВ со стороны станции «Фрунзенская». Объединив две мои фотосъемки, кадры 2002 года от Штурмана и новые факты, которые раскопали читатели форума «Наш Транспорт», я снова подготовил материал про Фрунзенскую ССВ.
В эту стенку стучались лбами, руками, штативами, фотоаппаратами и задницами. Произносили заклятья, молитвы и проклятья. Разве что христианских младенцев там не резали, чтобы узнать что там, за этой стенкой. А ответ прост, на самом деле. За стенкой через некоторое количество метров начиналась левая кривая длиной более 100 метров. На ней и случился прорыв плывуна. Щит затопило, метростроевцы возвели сначала временную перегородку, а потом забутили около 100 метров тоннеля. Для надежности.
«Мы прошли ствол на глубину 40 метров», ствол находился у самого парка при психиатрической больнице в Хамовниках (сейчас ВШ 134 Сокольнической линии), от ствола они прошли небольшие подходные выработки и стали вести проходку перегонного тоннеля в обе стороны. В одну сторону от шахты тоннель соединительной линии шёл к станции Фрунзенская, мы теперь об этом хорошо знаем, в другую сторону тоннель вначале шёл прямо, а потом резко поворачивал налево в сторону Военной Академии. «Вот на этом повороте под фабрикой всё и случилось». Когда проходчики шли под цехами шёлковой ткацкой фабрики «Красная Роза» произошёл неожиданный прорыв большого количества воды с песком и глиной в забой. Я хорошо запомнил некоторые детали. По рассказу Петра Филипповича, он вёл проходку в той злополучной смене. Неожиданно верхняя часть лба забоя пошла густой сеткой трещин. Он был в это время на «Щите» и хлынувший поток снёс его вниз и бросил на механизмы. Левую руку зажало и переворачивающейся железякой ему раздробило четыре пальца. «Я эти события на всю жизнь запомнил, я там пальцы потерял и вообще не понятно как жив остался» рассказывал Пётр Филиппович. Когда в забой хлынул поток, и его скинуло вниз, ему ещё и в лицо сверху упал кусок породы. Удар был сильным и пришёлся в верхнюю губу. «Вначале думал, выбило несколько зубов». Пётр Филиппович был сильно ранен, его потащило к воротам. Наверное, в эту минуту ему помогла его природная сила, он был чрезвычайно крепким мужчиной, ему удалось нащупать дно и проплыть несколько десятков метров по грязевому потоку до будки над тоннелем. Там он увидел своего товарища, который пытался спрятаться в этой отгородке. Пётр Филиппович рассказывал, если бы они попытались остаться там, могли бы погибнуть. Они добрались до ворот и вместе с другими метростроевцами принимали участие в их закрытии. Шахту уже сильно затапливало. Ставили распорки из брёвен, устанавливали «пластыри». Потом окружающие заметили, Филип Егорович сильно ранен и его отправили в больницу, а его товарищи несколько часов в холодной воде боролись со стихией. Главное было не дать потоку вынести эти хлипкие ворота, которые должны были защищать только от пыли, и сделать так, чтобы они задержали поток.
В ликвидации этой аварии участвовало одновременно две смены, вызвали остальных. Прибежали метростроевцы с других участков. Мои товарищи боролись со стихией больше 12 часов, рассказывал Пётр Филиппович, холодная вода некоторым была по горло, стояли в цепь и передавали мешки. Через некоторое время окоченевших меняли другие. Насосы не справлялись с водой, затопило весь участок. Многие потом попали в больницу. Через несколько часов сверху сообщили, на фабрике рухнул дом, могут обвалиться ещё несколько. Народу принимало участия в ликвидации аварии очень много. Через некоторое время привезли несколько насосов с других участков, вода постепенно стала отступать. Угроза дальнейших обрушений была ликвидирована, когда залили бетонную пробку. «Проходческий щит там так и остался».
Запомнилась ещё одна деталь, когда Пётра Филипповича везли в больницу, «я вытер руку о ворот рубашки, нащупал во рту три верхних зуба, они смотрели в рот, а не на нижний ряд и пальцами их выправил». «До сих пор свои сидят. А губу зашили, пальцы только пришлось ампутировать».
Никаких подземных пустот заполненных водой или плывунов в этом месте не ждали. Шла «сухая проходка», известняк порода крепкая и периодически в забое гремели взрывы. Проходку вели с помощью «Щита», так как ближе к военной Академии могли встретиться плывуны, с ними имели дело проходчики, строившие в этом месте Кольцевую линию. Из рассказов мне ещё запомнилось, по проекту в тоннеле должны были построить кессонную камеру, но не в этом месте, а ближе к Садовому кольцу. Из-за взрывных работ в тоннеле были установлены лёгкие металлические ворота, метров через 100 с небольшим после начала левого радиуса. Перед взрывами эти ворота закрывали, они не позволяли пыли заполнять весь построенный тоннель, и все уходили. Чуть дальше за воротами в тоннеле была сделана «переборка» в верхней половине тоннеля и там было какое-то небольшое помещение.
Пётр Филиппович как-то рассказал нам о своей встрече с плывунами, когда они проходили вертикальный ствол. «На дне жидкая грязь, ноги вязнут, черпаешь её лопатами в бадью, черпаешь, а её меньше не становится». Только создав давление в кессоне, можно отжать воду и выкопать влажный песок. Под фабрикой Красная Роза был даже не плывун, а «промоины». Я тогда впервые узнал о подземных реках и их сильных течениях. Под фабрикой был известняк, его и промыло подземное течение.
Друзья, если вы хотите приобщиться к прекрасному и прочить все версии, включая конспиралогические и космические, то добро пожаловать в эту тему на форуме Наш Транспорт (http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=21478). Наслаждайтесь.
Ответов все равно не найдете, но будет не скучно.