Найти в Дзене

7 способов «сесть» на ровном месте

Оглавление

Текст и фото: Антон Ширяев

  Езда  по песку требует ровной отключенной ESP, антипробуксовочной системы,  подспущенных шин и ровной тяги. И тогда гонять по барханам можно хоть на  кроссовере, не говоря уже о столь серьёзных внедорожниках.
Езда по песку требует ровной отключенной ESP, антипробуксовочной системы, подспущенных шин и ровной тяги. И тогда гонять по барханам можно хоть на кроссовере, не говоря уже о столь серьёзных внедорожниках.

Способ 1: жми кнопку, Макс

У любого современного сколько-нибудь серьёзного внедорожника есть ESP и антипробуксовочная система, которые душат двигатель при заносах и пробуксовке. И то, и другое неизбежно на бездорожье. Поэтому первым делом съезжая на сложный грунт обе системы необходимо отключить. В противном случае покорение бездорожья закончится одинаково: в какой-то момент сцепление колёс с землёй станет минимальным, колёса начнут срываться в букс, электроника начнёт душить мотор, лишая колёса тяги. На скользком подъёме, в колее или броде этого будет достаточно, чтобы автомобиль замер на месте. А стартовать с места на скользком грунте – задача куда более сложная и зачастую невыполнимая.

Даже  если у вас есть мощный мотор и зубастые шины, бездумно буксовать смысла  нет. Тяга должна быть на колёсах только до того момента, пока машина не  встала.
Даже если у вас есть мощный мотор и зубастые шины, бездумно буксовать смысла нет. Тяга должна быть на колёсах только до того момента, пока машина не встала.

Способ 2: землеройка

На грунтах с низким коэффициентом сцепления движение вперёд зачастую происходит с постоянной пробуксовкой колёс. Этого не следует бояться –главное не отпускать газ и следить за тем, чтобы автомобиль хоть немного, но двигался вперёд. Но как только автомобиль встал – смысла буксовать больше нет. Включайте заднюю передачу и старайтесь отъехать назад по своей же колее, чтобы затем попробовать разогнаться, набрать инерцию и продвинуться вперёд. Если же стоять на месте и просто буксовать, то ситуацию можно только ухудшить. Машина просто роет землю, закапывая себя. Единственное, чего вы добьётесь –увеличение времени откапывания автомобиля.

Эффектно  гнать волну можно только если вы уверены, что её высота всё равно будет  заметно ниже, чем ваш воздухозаборник. У Range Rover он расположен в  капоте, что делает этот заплыв безопасным.
Эффектно гнать волну можно только если вы уверены, что её высота всё равно будет заметно ниже, чем ваш воздухозаборник. У Range Rover он расположен в капоте, что делает этот заплыв безопасным.

Способ 3: безумный подводник

Даже не оборудованные шноркелем внедорожники способны преодолевать довольно глубокие броды. Например, новые Range Rover и Range Rover Sport не испугаются и 800-миллиметрового брода. Но для успешного преодоления водной преграды нужно соблюдать несколько простых правил. Во-первых, нужно проверить, где у вашего автомобиля находится воздухозаборник. Большинство производителей стараются поднять его как можно выше – к кромке капота. Во-вторых, нужно проверить глубину брода. Проще всего взять палку, промерить глубину преграды и соотнести её с высотой воздухозаборника. В противном случае всё может кончиться гидроударом. Тот, кто ленится –затем оплачивает ремонт.

Водителю  Hilux плевать, что волна заливает лобовое стекло, ведь у него есть  шноркель –выносной воздухозаборник. Без него гидроудар был бы неминуем.
Водителю Hilux плевать, что волна заливает лобовое стекло, ведь у него есть шноркель –выносной воздухозаборник. Без него гидроудар был бы неминуем.

Способ 4: сёрфер-убийца

Но даже промерив глубину брода и поняв, что ваш автомобиль способен преодолеть брод, всё равно можно убить машину, если быть слишком агрессивным. Достаточно набрать высокую скорость и влететь в брод на высокой скорости, чтобы поднявшаяся волна залилась в заборник. Причём для этого даже не нужно продавливать педаль в пол. Помните: бездорожье требует аккуратности и спокойствия. Nice and slowly – симпатично и медленно, как говорят англичане. Не говоря уже о том, что вода на большой скорости имеет свойство быть очень жёсткой, поэтому даже если вы не зальёте двигатель, то можете повредить автомобиль.

Классическая  ошибка –задний свес упёрся в один склон, а передний –в другой. Спасает  то, что у MINI огромная тяга, песок довольно мягкий, а на сервисе ждут  новые бампера.
Классическая ошибка –задний свес упёрся в один склон, а передний –в другой. Спасает то, что у MINI огромная тяга, песок довольно мягкий, а на сервисе ждут новые бампера.

Способ 5: бездумный танкист

На твёрдых грунтах решающую роль играет геометрическая проходимость. Но даже машина с очень хорошей геометрией может застрять в простейшей ситуации. Популярная ошибка – попытка пройти углубление (канаву или колею) в грунте напрямую. С большой долей вероятности всё кончится тем, что вы упрётесь бампером в дно препятствия. В случае с колеёй всё может быть ещё хуже – машина может просто упасть колёсами в колею и сесть на брюхо. Колея вообще довольно опасный вид дорожного покрытия. Если она глубокая, то попав в неё, потом трудно выбраться. Более того, вы никогда не знаете, какова её глубина впереди. Поэтому крайне легко неожиданно сесть на днище.

Вы  никогда не задумывались, почему у большинства внедорожников такие  задемпфированные педали газа? Это сделано для того, чтобы избежать  скачков тяги, если нога случайно надавит на педаль сильнее нужного из-за  наезда на кочку или  попадания в яму.
Вы никогда не задумывались, почему у большинства внедорожников такие задемпфированные педали газа? Это сделано для того, чтобы избежать скачков тяги, если нога случайно надавит на педаль сильнее нужного из-за наезда на кочку или попадания в яму.

Способ 6: рваный газ

На бездорожье очень важно поддерживать постоянную и ровную тягу на колёсах. Добавите газ – машина рискует зарыться, сбросите – потерять инерцию и встать. Если вы выбрали определённую скорость – поддерживайте её. Набирать скорость лучше всего на спусках, когда вам помогает сила притяжения, разгоняющая автомобиль под горку. Ведь даже в этом случае очень просто слишком сильно продавить газ, начать разрывать грунт, замедляя автомобиль в тот момент, когда критически важно набрать скорость перед новым препятствием или подъёмом.

В  профессиональных трофи-рейдах штурманы обязаны использовать шлемы, а  большинство пользуются рациями с гарнитурами для связи с водителем.
В профессиональных трофи-рейдах штурманы обязаны использовать шлемы, а большинство пользуются рациями с гарнитурами для связи с водителем.

Способ 7: лентяй

Лень – самая распространённая причина проблем на бездорожье. Поленился выйти и промерить глубину брода? Утопил машину. Поленился пройтись вперёд по колее, чтобы оценить её глубину и потенциальное сцепление? Свалился в неё или сел на брюхо. Поленился раскидать камни с пути? Пробил шины, картер или опять-таки сел на брюхо. Не оценил рельеф? Встал в распор в глубокой канаве. Бездорожье не терпит ленивых. Прежде, чем совершить то или иное действие, всегда лучше выйти из машины и оценить обстановку. Не зря же в трофи-рейдах в России и в триале по скалам в США пилоту всегда помогает его штурман-координатор, который исследует пространство вокруг и впереди машины, постоянно оценивает изменение грунта, положение машины и подсказывает водителю правильные действия.Текст и фото: Антон Ширяев

Авто
5,66 млн интересуются