Текст: Антон Ширяев; Фото: Toyota
Что им не нравилось во внешности?
Главная претензия к внешности дореформенного RAV4 – скука и брутальность. Дескать, выглядел он, как фермер предпенсионного возраста, в то время как клиенты ждали модного хипстера из лофт-квартала. А как известно, разница во внешнем виде между крепостным крестьянином эпохи матушки Екатерины и модным художником в паре деталей. Поэтому бороду RAV причесали, в том смысле, что практически избавили кроссовер от некрашеного пластика. Стало менее практично, зато более стильно. Подверглась ревизии и раздражавшая всех старая пятая дверь – её критиковали за обилие плоского металла.
Мол, то, что нравится покупателям Escalade, водителей Toyota не устраивает. Теперь японофилы довольны, ведь на задней двери появились выштамповки, пластик покрасили в цвет двери, и она визуально выглядит короче. Ещё одно изменение во внешности, продиктованное чаяниями владельцев –принципиально иные фары головного света. Вместо подслеповатых «галогенок» – светодиодная билинза.
Свет по температуре близок к дневному и настолько ярок, что джигиты во встречных машинах на всякий случай моргают фарами. При этом коллеги, едущие на встречу в аналогичных «равиках», ни разу не выказали недовольства.
Что им не нравилось в салоне?
Американцы любят есть и пить. В том числе и в автомобиле. Поэтому каждый раз, отправляясь на работу на своём RAV4, они испытывали едва переносимый дискомфорт – кружка с ручкой не влезала в подстаканник. И несчастным приходилось пить утренний кофе из пластикового стаканчика. Как они вообще выживали?! Теперь форма подстаканника изменилась и кружка помещается. При этом качество пластика, по которому живописно растекается утренний кофе после проезда незамеченной вовремя кочки, за океаном традиционно никому не интересно.
По эту сторону океана за рулём едят и пьют меньше (если вы, конечно, не помешанный на смузи хипстер), а щупают салон больше. Поэтому в интерьере стало больше мягкого пластика: передняя панель, дверные карты, центральная консоль, тоннель – везде материалы стали качественнее. Правда, если вы не тактильный маньяк, то вам всё это и не важно. А если всё же болезненно внимательно относитесь к тому, что трогаете, то всё равно RAV4 вас разочарует: внутренняя панель дверной ручки скользкая и дешёвая на ощупь. Халтура, братцы!
Ещё одна незаменимая для современного городского стиляги вещь –это солнечные очки, ведь без модных Ray-Ban хипстера от крепостного не отличит даже родная мать. Теперь стиляги довольны, ведь на потолке появился очешник. А ещё в прошлое ушли легендарные часы на передней панели, которые, кажется, были разработаны в недрах Casio в правление позапрошлого императора. Здорово? Не очень, ведь ниша под часы осталась на месте. Кроме того, часы теперь есть только на приборной панели, так что пассажиру время узнать негде. Ни тому, что справа, ни тем, что сзади. Впрочем, кого это волнует, когда есть место для любимых очков и раф-кофе?
А ведь я ещё не сказал о расширенном оснащении! RAV4 получил набор систем безопасности Toyota Safety Sense: активный круиз-контроль, систему распознавания и информирования водителя о дорожных знаках и систему предупреждения об угрозе фронтального столкновения. Но россиянам такие системы не слишком интересны, к тому же на выезде из населённых пунктов у нас далеко не всегда стоят знаки, показывающие разрешённую скорость. Вот и получается, что ты уже давно едешь по загородному шоссе с ограничением в 90 км/ч, а на панели всё ещё горит знак 60. Куда полезнее активный круиз-контроль и камеры кругового обзора. Жаль, что у камер не слишком большое разрешение, а экран, на который выводится изображение, слишком мал.
Что им не нравилось в езде?
То, что RAV4 ехала не как Toyota – жёстко и шумно. Японцы оправдывали это тем, что кроссовер неплохо управлялся и дарил массу эмоций от вождения. Но кто покупает Toyota ради эмоций от вождения и отточенной управляемости, если это не GT86? Правильно, никто! Поэтому RAV4 вместе с рестайлингом получил более мягкие пружины и амортизаторы, что привело... нет, к счастью, не к потере удовольствия и превращении «равика» в Camry. Потому что вместе со смягчением подвески инженеры приняли меры для увеличения жёсткости кузова.
Дополнительные усилители кузова, 33 новые точки сварки, повышенная жёсткость заднего подрамника, более крупные сайлентблоки сзади, – тут японцы не стали халтурить. Не обошли стороной и шумоизоляцию: площадь шумопоглащающих матов на полу выросла на 55%, дополнительно были изолированы задние арки. Но одного взгляда на картинку хватает, чтобы понять, что японцы просто довели RAV4 до уровня конкурентов – раньше багажник и пол под сиденьями вообще не имели изоляции! Так что клиенты Toyota должны быть в восторге, но стоит ли смотреть в сторону обновлённого RAV4 тем, кто предпочитает машины других марок?
Как оно выглядит со стороны?
RAV4 – критически важная для Toyota модель, ведь это одна из точек входа в бренд. Конечно, среди покупателей кроссовера много и тех, кто пересаживается на него с Corolla или старенькой Camry, но для значительного процента именно RAV4 станет первой Toyota. Как минимум потому, что это самая не похожая на другие Toyota машина в гамме. Ведь остальные модели, представленные в России, создавались либо с прицелом на США, либо на Азию, и только для RAV4 Европа является одним из ключевых рынков. Именно поэтому, создавая её, инженеры старались придать кроссоверу азартную управляемость, динамичность и даже спортивность.
К счастью для тех, кто ценил эти качества в дореформенном «равике», машина не стала скучнее. Просто теперь RAV4 позволяет «валить» не только по хорошей дороге. Конечно, это не немецкий автомобиль – руль легковат, реакции не столь точны, как у Tiguan, а в ходе педалей есть «вата», но для Toyota с её традиционной ориентацией на спокойное перемещение в пространстве, уровень очень неплохой. Во всяком случае корейцы, да и некоторые японские конкуренты настроены хуже.
Что касается уровня шума, то на скорости гул в машине стоял такой, что несколько раз я выходил проверить, не пробиты ли шины. Они шутили, когда говорили про новый уровень акустического комфорта? Или в их смузи кто-то налил саке? Алкоголь в смузи инженеров действительно подмешали, только была это граппа, и дело происходило где-то в Милане неподалёку от штаб-квартиры Pirelli – новенькие «равики» были обуты в шины итальянской марки. Потому как в дорестайлинговом RAV4, обутом в шины Yokohama, на фоне новинки в Pirelli, было тихо, как в склепе.
Моторы японцы трогать не стали. RAV4 по-прежнему доступен в России c бензиновыми 2.0 (146 л.с.) и 2.5 (180 л.с.), а также дизелем 2.2 (150 л.с.). Старший бензиновый мотор и дизель доступны исключительно в сочетании с полным приводом и 6-ступенчатым автоматом, а вот стартовый мотор агрегатируется с 6-ступенчатой МКП и вариатором, причём обе коробки доступны как с полным, так и с передним приводом. В ходе тест-драйва мне удалось покататься на бензиновых машинах с полным приводом и АКП.
Даже базовый кроссовер не кажется убогим тихоходом, что выгодно отличает его от ix35, Sportage и CR-V, но мощности всё равно хватает лишь для безопасных обгонов и уверенного поддержания скорости потока. Если хотите погонять, раскрыв возможности шасси, то без 2.5-литрового двигателя не обойтись. На серпантинах Кабардино-Балкарии, порадовавших неожиданно качественным асфальтом, такой RAV4 действительно доставил удовольствие от вождения. Кроме того, такая машина приятнее с точки зрения акустического комфорта. Вариатор не слишком усердно имитирует переключения, подолгу заставляя двигатель зависать в красной зоне.
Так брать или не брать?
RAV4 –самая молодёжная из массовых Toyota, представленных на нашем рынке. Ею приятно управлять не только на прямой, при этом она достаточно комфортна на плохой дороге, у неё просторный салон и большой багажник, она медленно теряет в цене, а все узлы и агрегаты проверены временем. По большому счёту, для абсолютного большинства клиентов RAV4 – идеальный кроссовер. Не подойдёт она тем, кто ждёт от кроссовера ещё более приближенную к легковой управляемость (такие выберут Tiguan или CX-5), и тем, кому нужен более крупный автомобиль за те же деньги (им предназначен Sorento и X-Trail). Toyota RAV4 – королева компромиссов, и первые результаты продаж показывают, что такой подход самый правильный. По итогам первых двух месяцев 2016 года, кроссовер стал шестым самым популярным автомобилем в стране, пропустив вперёд только Hyundai Solaris, KIA Rio, Lada Granta, Renault Duster и VW Polo. По сравнению с прошлым годом рост продаж превысил 100% – 3 057 машин в 2016 против 1 378 за тот же период 2015 года. К вопросу о том, насколько полезно слушать трудящихся.