Текст: Антон Ширяев; Фото: Datsun
Признайтесь, вы ничего не слышали про этот автомобиль! Наверняка, если вам и знакомы исторические модели Datsun, то лишь Fairlady Z/240Z. Ну в лучшем случае вы видели древнюю Maxima в культовой передаче канала MTV «Тачку на прокачку». Мне повезло чуть больше, чем любому другому среднестатистическому постсоветскому ребёнку –в моём дворе жил Datsun. То был ярко-жёлтый двухдверный седан 120Y. Непритязательная и довольно страшненькая машина надолго сформировала у меня негативное представление о старых японцах. А ведь под брендом Datsun выпускались настоящие машины для водителей! И наш Bluebird один из них.
Японский BMW
Нам предстояло не просто фланировать по Москве, а участвовать в ретроралли. В теории абсолютная скорость в подобных гонках ничего не значит. Главный принцип – пройти дистанцию за заданное время с минимальным отклонением. Чем больше разница результата с нормативом – тем больше штрафных очков получает экипаж. Но это в теории. Постоянные участники ралли легко разбираются в легенде, выдерживают нужную среднюю скорость и прибывают на пункт контроля времени с небольшим запасом, чтобы въехать в финишный створ секунда в секунду. Поэтому и гнать им не надо. Но это всё не про наш экипаж.
И для меня, и для моего напарника по экипажу эта гонка стала вторым ретроралли в жизни. Поэтому мы регулярно плутали в поисках контрольных точек, подолгу разбирались в хитросплетениях легенды и в итоге заметно отставали от графика. Чтобы минимизировать штраф, приходилось гнать. И вот тут-то я порадовался, что у нас этот японский «Жигулёнок», а не помпезные Lincoln Mark VI или ГАЗ-13 «Чайка». Ведь наш Datsun –настоящая легенда 70-х и прямой конкурент BMW так называемого «Нового класса». У него мощный мотор и продвинутое для конца 60-х шасси.
Под капотом версии SSS установлен 1.6-литровый верхневальный двигатель с парой горизонтальных карбюраторов – верх технологичности для своих лет! Ещё больше поражает конструкция подвески: стойки McPherson спереди и независимая подвеска с косыми трапециевидными рычагами сзади. Просто напомню, что за год до дебюта в Токио Bluebird титул Европейского автомобиля года завоевал Fiat 124, у которого сзади был мост. Но у прародителя «копейки» хотя бы были пружины, в то время как у Opel Kadett B и Ford Escort мост был подвешен на рессорах!
И такая схема не только обеспечивает приятную управляемость, но и фантастическую плавность хода. Конечно, лежачие полицейские ходом мы не проходили –машина всё-таки не молодая, – но если бы захотели, то вполне бы могли. Из советских машин с Datsun может сравниться только ГАЗ-24, но её ведь не просто так называли «баржой». Настройки подвески Bluebird –наглядное свидетельство величия японского инженерного ума тех лет. Такое сочетание комфорта и управляемости и сейчас под силу далеко не всем автопроизводителям. А ведь Bluebird славился ещё надёжностью и ремонтопригодностью.
Driver’s car
Владелец Bluebird жалуется, что не до конца настроил карбюратор, поэтому «птичка» немного хандрила под полным газом и не выдавала полной мощности, но, чёрт возьми, даже в таком состоянии Datsun приносит удовольствие от вождения! Да, у руля тонкий обод, а в механизме есть небольшой люфт, но заправлять машину в поворот можно, поворачивая его максимум на пол-оборота. И обратная связь при этом кристально чистая. А ещё, несмотря на смешную по нынешним времена толщину обода, само рулевое колесо спроектировано по всем правилам - с приливами в областях хвата. Да на АЗЛК в те годы даже и не знали, что так можно!
Отдельная песня – педаль газа. Начнём с того, что педаль напольная, поэтому вы можете с точностью до миллиметра регулировать степень нажатия. Никакой «ваты», никакой задержки, – что нажал, то и получил. Неожиданно порадовали и тормоза. Обычно в старых машинах именно они являются самым слабым звеном, ограничивающим драйверский потенциал автомобиля. Но не в этом случае! Ведь у Bluebird SSS на всех колёсах установлены диски, а масса машины –всего 900 кг.
Поэтому главным ограничителем выступало уважение к владельцу машины. Всё-таки «птичка» уже не молода и любые сверхнагрузки, наверняка, впоследствии отразятся на её самочувствии. И всё же мы не просто держались в потоке современных машин и обгоняли тихоходы, но и динамично проходили повороты. Тем более, что Datsun слегка доворачивает кормой под газом по мере того, как выбраны крены и уводы шин. Честно говоря, не знал бы я, что это японская машина, легко бы принял Bluebird за BMW или Alfa Romeo. И дело не только в ездовых манерах.
Стилиссимо
Вы сами посмотрите на этот интерьер! Деревянный руль, циферблаты приборов в колодцах, круглые дефлекторы обдува, стильный набалдашник рычага коробки, замок зажигания слева от руля – всё сделано по европейской моде тех лет. Разве что эргономика получше, чем в итальянских машинах. Не нужно быть мальчишкой-мартышкой с короткими ногами и длиннющими руками, чтобы усесться с комфортом. А если ваш рост не превышает 180 см, то посадка за рулём Datsun и вовсе близка к оптимальной. Неожиданно комфортно и сзади.
Четверо взрослых поместятся легко, над головой даже сзади остаётся небольшой запас, а отсутствие подголовников так и подмывает сесть вполоборота, положив руку на спинку. Благо, простенькие неинерционные ремни безопасности позволяют. Но японскую натуру выдаёт продуманность автомобиля. Маленькая лампочка над приёмником освещает его в тёмное время, три красненьких флажка можно выставить на любимых частотах, и впоследствии просто совместить с ним указатель диапазона. А ещё тут аж три кнопки клаксона –по одной на каждой спице.
Герой Золотого века
Наш Datsun прожил всю жизнь в Португалии, и был куплен у одного из крупнейших дилеров олдтаймеров страны. Поэтому серый седан никогда не видел зимы и соли, а также разбитого асфальта. Ок, на Пиренеях, конечно, не лучший асфальт в Европе, но он хотя бы есть. А ведь Datsun Blubird был особенно популярен в тех странах, где регулярно приходится ездить и по грунтовкам. Ведь, помимо США, в быстрый седан были просто влюблены в Австралии и Новой Зеландии.
Ещё бы, ведь европейские машины в Новом Свете были представлены слабо, у американцев ничего подобного не было, а остальные японские производители предлагали лишь дешёвые и довольно примитивные машины. Более того, Bluebird стал настоящим отцом-основателем индустрии тюнинга японских машин. Всё дело в том, что на ранних Datsun многие узлы и детали были взаимозаменяемыми. Наша машина полностью оригинальная, но при желании 1.6-литровый мотор можно поменять на двигатели объёмом 1.8 и 2.0 литра, 4-ступенчатую коробку заменить на 5-ступенчатую, а Bluebird с более скромными моторам легко превращаются в SSS.
Всё это сделало машину культовой среди любителей быстрой езды и спортсменов. В 1970 году кениец Эдгар Херрманн выиграл на 1600 SSS ралли Сафари, двумя годами позже Джон Мортон принёс Datsun титул в американском кольцевом чемпионате Trans Am. Причём главными противниками Мортона были... пилоты на Alfa Romeo GTV! Помимо личного титула 510 SSS, как машина называлась в Америке, принёс Datsun победы в зачёте производителей в 1971 и 1972 годах.
Когда читаешь историю модели 510/Bluebird, проводишь день за её рулём, смотришь видео гонок Trans Am с её участием, то невольно задаешься вопросом: как они всё это потеряли? И дело даже не в Datsun – в конце концов сейчас это совсем другой бренд, а прямым последователем старого Datsun является как раз таки Nissan. Но и материнская компания сейчас не выпускает ничего подобного Bluebird SSS! То есть завидные три буквы живы: в Австралии некоторое время продавался седан Pulsar SSS –Sentra с турбомотором 1.6 DIG-T мощностью 190 л.с., но её разве сравнишь с Alfa Romeo или BMW?
Дело в людях – идею создания верхневального мотора продавил Ютака Катаяма. Его же стоит благодарить и за Z-кары. А кто правит бал сейчас? Убийца расходов Карлос Гон! Поэтому ни седанов со спортивной управляемостью, ни преемника 370Z. Да, с точки зрения бизнеса такой подход правильнее, но мне, как автомобильному энтузиасту, от этого не легче. Поэтому в отношении Datsun Bluebird 1600 SSS фраза «таких больше не делают» – не фигура речи.
Он живой памятник эпохе, когда японская экономика росла как на дрожжах, машины из Страны восходящего солнца создавались влюблёнными в свою работу энтузиастами, а покупали их не только те, кто ценит в автомобиле комфорт и надёжность. Bluebird 1600 SSS ознаменовал собой начало Золотой эры японского автопрома, которая подарила нам не одну легенду. Но он был среди первых.