Найти в Дзене

«Жигули» вашей мечты: тест Datsun 1600 SSS

Оглавление

Текст: Антон Ширяев; Фото: Datsun

  Так  выглядела американская гамма Datsun на рубеже 60-х и 70-х годов  прошлого века. Её основу по-прежнему составляли недорогие седаны и  хэтчбеки, но были и две звезды: купе 240Z (четвёртое справа) и седан 510  SSS (крайний слева). В США Datsun  использовал цифровой индекс вместо  имени Bluebird.
Так выглядела американская гамма Datsun на рубеже 60-х и 70-х годов прошлого века. Её основу по-прежнему составляли недорогие седаны и хэтчбеки, но были и две звезды: купе 240Z (четвёртое справа) и седан 510 SSS (крайний слева). В США Datsun использовал цифровой индекс вместо имени Bluebird.

Признайтесь, вы ничего не слышали про этот автомобиль! Наверняка, если вам и знакомы исторические модели Datsun, то лишь Fairlady Z/240Z. Ну в лучшем случае вы видели древнюю Maxima в культовой передаче канала MTV «Тачку на прокачку». Мне повезло чуть больше, чем любому другому среднестатистическому постсоветскому ребёнку –в моём дворе жил Datsun. То был ярко-жёлтый двухдверный седан 120Y. Непритязательная и довольно страшненькая машина надолго сформировала у меня негативное представление о старых японцах. А ведь под брендом Datsun выпускались настоящие машины для водителей! И наш Bluebird один из них.

Помимо  четырёхдверного седана в гамме Datsun 510/Bluebird присутствовали  двухдверный седан и купе. Они отличались линией крыши и задних стоек. Но  самым красивым, на мой взгляд, был универсал с заваленной на спортивный  лад задней стойкой.
Помимо четырёхдверного седана в гамме Datsun 510/Bluebird присутствовали двухдверный седан и купе. Они отличались линией крыши и задних стоек. Но самым красивым, на мой взгляд, был универсал с заваленной на спортивный лад задней стойкой.

Японский BMW

Нам предстояло не просто фланировать по Москве, а участвовать в ретроралли. В теории абсолютная скорость в подобных гонках ничего не значит. Главный принцип – пройти дистанцию за заданное время с минимальным отклонением. Чем больше разница результата с нормативом – тем больше штрафных очков получает экипаж. Но это в теории. Постоянные участники ралли легко разбираются в легенде, выдерживают нужную среднюю скорость и прибывают на пункт контроля времени с небольшим запасом, чтобы въехать в финишный створ секунда в секунду. Поэтому и гнать им не надо. Но это всё не про наш экипаж.

«Лучшая  в мире машина за $ 2000» – американская реклама Datsun в те годы  скромностью не отличалась, но и от истины была недалеко. Европейцы были  дороже, а Honda Civic и Toyota Corolla даже близко не обеспечивали  такого же удовольствия за рулём.
«Лучшая в мире машина за $ 2000» – американская реклама Datsun в те годы скромностью не отличалась, но и от истины была недалеко. Европейцы были дороже, а Honda Civic и Toyota Corolla даже близко не обеспечивали такого же удовольствия за рулём.

И для меня, и для моего напарника по экипажу эта гонка стала вторым ретроралли в жизни. Поэтому мы регулярно плутали в поисках контрольных точек, подолгу разбирались в хитросплетениях легенды и в итоге заметно отставали от графика. Чтобы минимизировать штраф, приходилось гнать. И вот тут-то я порадовался, что у нас этот японский «Жигулёнок», а не помпезные Lincoln Mark VI или ГАЗ-13 «Чайка». Ведь наш Datsun –настоящая легенда 70-х и прямой конкурент BMW так называемого «Нового класса». У него мощный мотор и продвинутое для конца 60-х шасси.

Мы  принимали участие в финальной гонке сезона 2016 года Российского Клуба  Классических Автомобилей. Состав участников был весьма пёстрым: от  скромного универсала ВАЗ-2101 до редкого и дорогущего седана Cadillac  Eldorado Brougham 1957 года.
Мы принимали участие в финальной гонке сезона 2016 года Российского Клуба Классических Автомобилей. Состав участников был весьма пёстрым: от скромного универсала ВАЗ-2101 до редкого и дорогущего седана Cadillac Eldorado Brougham 1957 года.

Под капотом версии SSS установлен 1.6-литровый верхневальный двигатель с парой горизонтальных карбюраторов – верх технологичности для своих лет! Ещё больше поражает конструкция подвески: стойки McPherson спереди и независимая подвеска с косыми трапециевидными рычагами сзади. Просто напомню, что за год до дебюта в Токио Bluebird титул Европейского автомобиля года завоевал Fiat 124, у которого сзади был мост. Но у прародителя «копейки» хотя бы были пружины, в то время как у Opel Kadett B и Ford Escort мост был подвешен на рессорах!

Обратите  внимание на отверстие по центру - это отверстие под кривой стартер. В  конце 60-х этот рудимент довоенной эпохи оставался обязательным  атрибутом всех массовых машин. Так, на всякий случай.
Обратите внимание на отверстие по центру - это отверстие под кривой стартер. В конце 60-х этот рудимент довоенной эпохи оставался обязательным атрибутом всех массовых машин. Так, на всякий случай.

И такая схема не только обеспечивает приятную управляемость, но и фантастическую плавность хода. Конечно, лежачие полицейские ходом мы не проходили –машина всё-таки не молодая, – но если бы захотели, то вполне бы могли. Из советских машин с Datsun может сравниться только ГАЗ-24, но её ведь не просто так называли «баржой». Настройки подвески Bluebird –наглядное свидетельство величия японского инженерного ума тех лет. Такое сочетание комфорта и управляемости и сейчас под силу далеко не всем автопроизводителям. А ведь Bluebird славился ещё надёжностью и ремонтопригодностью.

Время  не щадит никого! На прямой наш довольно скромный даже на начало 70-х  Datsun с лёгкостью расправляется с Alfa Romeo категории «Гран Туризмо». А  ведь в начале 30-х годов эта машина считалась очень быстрой и вполне  себе спортивной.
Время не щадит никого! На прямой наш довольно скромный даже на начало 70-х Datsun с лёгкостью расправляется с Alfa Romeo категории «Гран Туризмо». А ведь в начале 30-х годов эта машина считалась очень быстрой и вполне себе спортивной.

Driver’s car

Владелец Bluebird жалуется, что не до конца настроил карбюратор, поэтому «птичка» немного хандрила под полным газом и не выдавала полной мощности, но, чёрт возьми, даже в таком состоянии Datsun приносит удовольствие от вождения! Да, у руля тонкий обод, а в механизме есть небольшой люфт, но заправлять машину в поворот можно, поворачивая его максимум на пол-оборота. И обратная связь при этом кристально чистая. А ещё, несмотря на смешную по нынешним времена толщину обода, само рулевое колесо спроектировано по всем правилам - с приливами в областях хвата. Да на АЗЛК в те годы даже и не знали, что так можно!

Конечно,  в поворотах наш Bluebird заметно кренится. Кстати, обратите внимание на  оформление задней части нашего Datsun. Не правда ли, похоже на  Москвич-412? Рудиментарные плавнички, клыкастый бампер, горизонтальные  фонари, горловина бензобака между ними...
Конечно, в поворотах наш Bluebird заметно кренится. Кстати, обратите внимание на оформление задней части нашего Datsun. Не правда ли, похоже на Москвич-412? Рудиментарные плавнички, клыкастый бампер, горизонтальные фонари, горловина бензобака между ними...

Отдельная песня – педаль газа. Начнём с того, что педаль напольная, поэтому вы можете с точностью до миллиметра регулировать степень нажатия. Никакой «ваты», никакой задержки, – что нажал, то и получил. Неожиданно порадовали и тормоза. Обычно в старых машинах именно они являются самым слабым звеном, ограничивающим драйверский потенциал автомобиля. Но не в этом случае! Ведь у Bluebird SSS на всех колёсах установлены диски, а масса машины –всего 900 кг.

Большую  часть маршрута мы слётанной парой прошли с этим Mercedes-Benz 280S. Мы  вместе прибывали на контрольные точки, вместе с них уходили и... вместе  совершали ошибки, повторяя маршрут друг друга.
Большую часть маршрута мы слётанной парой прошли с этим Mercedes-Benz 280S. Мы вместе прибывали на контрольные точки, вместе с них уходили и... вместе совершали ошибки, повторяя маршрут друг друга.

Поэтому главным ограничителем выступало уважение к владельцу машины. Всё-таки «птичка» уже не молода и любые сверхнагрузки, наверняка, впоследствии отразятся на её самочувствии. И всё же мы не просто держались в потоке современных машин и обгоняли тихоходы, но и динамично проходили повороты. Тем более, что Datsun слегка доворачивает кормой под газом по мере того, как выбраны крены и уводы шин. Честно говоря, не знал бы я, что это японская машина, легко бы принял Bluebird за BMW или Alfa Romeo. И дело не только в ездовых манерах.

Закройте  рукой надпись Datsun на ступице рулевого колеса, и вы ни за что не  опознаете в этом интерьере японский автомобиль. Безупречный стиль и  неплохая эргономика! Поругать можно лишь мягкие и лишённые боковой  поддержки кресла.
Закройте рукой надпись Datsun на ступице рулевого колеса, и вы ни за что не опознаете в этом интерьере японский автомобиль. Безупречный стиль и неплохая эргономика! Поругать можно лишь мягкие и лишённые боковой поддержки кресла.

Стилиссимо

Вы сами посмотрите на этот интерьер! Деревянный руль, циферблаты приборов в колодцах, круглые дефлекторы обдува, стильный набалдашник рычага коробки, замок зажигания слева от руля – всё сделано по европейской моде тех лет. Разве что эргономика получше, чем в итальянских машинах. Не нужно быть мальчишкой-мартышкой с короткими ногами и длиннющими руками, чтобы усесться с комфортом. А если ваш рост не превышает 180 см, то посадка за рулём Datsun и вовсе близка к оптимальной. Неожиданно комфортно и сзади.

Согласно  ПДД, если конструкцией машины предусмотрены ремни безопасности, значит,  вы обязаны их использовать. Поэтому, несмотря на полную бессмысленность  ремней на нашем Datsun, я прилежно пристёгивал его каждый раз, как  садился за руль.
Согласно ПДД, если конструкцией машины предусмотрены ремни безопасности, значит, вы обязаны их использовать. Поэтому, несмотря на полную бессмысленность ремней на нашем Datsun, я прилежно пристёгивал его каждый раз, как садился за руль.

Четверо взрослых поместятся легко, над головой даже сзади остаётся небольшой запас, а отсутствие подголовников так и подмывает сесть вполоборота, положив руку на спинку. Благо, простенькие неинерционные ремни безопасности позволяют. Но японскую натуру выдаёт продуманность автомобиля. Маленькая лампочка над приёмником освещает его в тёмное время, три красненьких флажка можно выставить на любимых частотах, и впоследствии просто совместить с ним указатель диапазона. А ещё тут аж три кнопки клаксона –по одной на каждой спице.

В  ретроралли традиционно выступает много представительниц прекрасного  пола. Встречаются и полностью женские экипажи. Причём далеко не всегда  они управляют роскошными машинами с усилителем руля и автоматом. Кстати,  именно с такими Alfa Romeo GTV боролись Datsun 510 в чемпионате Trans  Am.
В ретроралли традиционно выступает много представительниц прекрасного пола. Встречаются и полностью женские экипажи. Причём далеко не всегда они управляют роскошными машинами с усилителем руля и автоматом. Кстати, именно с такими Alfa Romeo GTV боролись Datsun 510 в чемпионате Trans Am.

Герой Золотого века

Наш Datsun прожил всю жизнь в Португалии, и был куплен у одного из крупнейших дилеров олдтаймеров страны. Поэтому серый седан никогда не видел зимы и соли, а также разбитого асфальта. Ок, на Пиренеях, конечно, не лучший асфальт в Европе, но он хотя бы есть. А ведь Datsun Blubird был особенно популярен в тех странах, где регулярно приходится ездить и по грунтовкам. Ведь, помимо США, в быстрый седан были просто влюблены в Австралии и Новой Зеландии.

В  США и Японии 510/Bluebird весьма любим тюнерами. Экстремально низкие  подвески, колёса домиком, мощные турбомоторы от более современных  автомобилей, – от базовых Datsun остаются, по сути, только кузов и  салон.
В США и Японии 510/Bluebird весьма любим тюнерами. Экстремально низкие подвески, колёса домиком, мощные турбомоторы от более современных автомобилей, – от базовых Datsun остаются, по сути, только кузов и салон.

Ещё бы, ведь европейские машины в Новом Свете были представлены слабо, у американцев ничего подобного не было, а остальные японские производители предлагали лишь дешёвые и довольно примитивные машины. Более того, Bluebird стал настоящим отцом-основателем индустрии тюнинга японских машин. Всё дело в том, что на ранних Datsun многие узлы и детали были взаимозаменяемыми. Наша машина полностью оригинальная, но при желании 1.6-литровый мотор можно поменять на двигатели объёмом 1.8 и 2.0 литра, 4-ступенчатую коробку заменить на 5-ступенчатую, а Bluebird с более скромными моторам легко превращаются в SSS.

Для  того, чтобы Bluebird выдержал изнурительное ралли Сафари по Кении, ему  увеличили клиренс и усилили подвеску, расширили колею, установили  дополнительный свет и решётки на фары. В заводском музее машина стоит  прямо в том виде, в котором она победила в гонке – со всеми вмятинами и  царапинами.
Для того, чтобы Bluebird выдержал изнурительное ралли Сафари по Кении, ему увеличили клиренс и усилили подвеску, расширили колею, установили дополнительный свет и решётки на фары. В заводском музее машина стоит прямо в том виде, в котором она победила в гонке – со всеми вмятинами и царапинами.

Всё это сделало машину культовой среди любителей быстрой езды и спортсменов. В 1970 году кениец Эдгар Херрманн выиграл на 1600 SSS ралли Сафари, двумя годами позже Джон Мортон принёс Datsun титул в американском кольцевом чемпионате Trans Am. Причём главными противниками Мортона были... пилоты на Alfa Romeo GTV! Помимо личного титула 510 SSS, как машина называлась в Америке, принёс Datsun победы в зачёте производителей в 1971 и 1972 годах.

Так  выглядел тот самый 510-й чемпионата Trans Am, принесший Datsun два  титула в зачёте производителей. Обратите внимание, что американцы  построили машину на основе двухдверного седана. В отличие от кольцевых  гонок в СССР, в США хромированные бамперы не удаляли.
Так выглядел тот самый 510-й чемпионата Trans Am, принесший Datsun два титула в зачёте производителей. Обратите внимание, что американцы построили машину на основе двухдверного седана. В отличие от кольцевых гонок в СССР, в США хромированные бамперы не удаляли.

Когда читаешь историю модели 510/Bluebird, проводишь день за её рулём, смотришь видео гонок Trans Am с её участием, то невольно задаешься вопросом: как они всё это потеряли? И дело даже не в Datsun – в конце концов сейчас это совсем другой бренд, а прямым последователем старого Datsun является как раз таки Nissan. Но и материнская компания сейчас не выпускает ничего подобного Bluebird SSS! То есть завидные три буквы живы: в Австралии некоторое время продавался седан Pulsar SSS –Sentra с турбомотором 1.6 DIG-T мощностью 190 л.с., но её разве сравнишь с Alfa Romeo или BMW?

Идеологическими  преемниками Datsun 510/Bluebird стали концепт-кары Nissan IDx и IDx  Nismo. У первого даже оформление передней части выполнено в стиле  Bluebird. Но, увы, от их серийного производства было решено отказаться  из-за дороговизны создания заднеприводной платформы.
Идеологическими преемниками Datsun 510/Bluebird стали концепт-кары Nissan IDx и IDx Nismo. У первого даже оформление передней части выполнено в стиле Bluebird. Но, увы, от их серийного производства было решено отказаться из-за дороговизны создания заднеприводной платформы.

Дело в людях – идею создания верхневального мотора продавил Ютака Катаяма. Его же стоит благодарить и за Z-кары. А кто правит бал сейчас? Убийца расходов Карлос Гон! Поэтому ни седанов со спортивной управляемостью, ни преемника 370Z. Да, с точки зрения бизнеса такой подход правильнее, но мне, как автомобильному энтузиасту, от этого не легче. Поэтому в отношении Datsun Bluebird 1600 SSS фраза «таких больше не делают» – не фигура речи.

В  ретроралли главное не победа, а участие. Откровенно говоря, я даже не  посмотрел на то, какое место занял наш экипаж: мы совершили несколько  ошибок, поэтому на успех не рассчитывали. Главное –это эмоции от общения  с прекрасными автомобилями прошлого.
В ретроралли главное не победа, а участие. Откровенно говоря, я даже не посмотрел на то, какое место занял наш экипаж: мы совершили несколько ошибок, поэтому на успех не рассчитывали. Главное –это эмоции от общения с прекрасными автомобилями прошлого.

Он живой памятник эпохе, когда японская экономика росла как на дрожжах, машины из Страны восходящего солнца создавались влюблёнными в свою работу энтузиастами, а покупали их не только те, кто ценит в автомобиле комфорт и надёжность. Bluebird 1600 SSS ознаменовал собой начало Золотой эры японского автопрома, которая подарила нам не одну легенду. Но он был среди первых.

Авто
5,66 млн интересуются