Многие, наверное, замечали: когда узнаешь новое слово, оно в первое время везде попадается: начинаем его часто слышать, видеть, узнавать в речевом потоке (и у этого явления даже есть особое название - феномен Баадера-Майнхофа). Слово как будто воплотилось, обрело форму, да так оно и есть: ведь звуковая, буквенная форма связалась со смыслом, содержанием, стала целостной структурой. А раньше это слово как будто не существовало для нас.
Слово как будто воплотилось, обрело форму, да так оно и есть: ведь звуковая, буквенная форма связалась со смыслом, содержанием, стала целостной структурой. А раньше это слово как будто не существовало для нас.
В гештальт-терапии мы работаем с тремя типами гештальтов: личностью, потребностью, контактом. И из множества значений немецкого слова «Gestalt» (структура, образ, форма, фигура и др.) ближе всего суть потребности описывает как раз значение "форма".
Если вернуться к примеру с новым словом - конечно, оно давно существовало, только вот в нашем сознании не было «формы» под него (как в детской развивающей игрушке сортере есть отверстия разной формы под разные фигурки: звездочки, ромбы, квадраты, кружки), нам словно нечем было его распознать, и потому оно сливалось с фоном, потоком других слов.
Еще примеры.
Этот же механизм (есть форма -> найдется, чем ее заполнить) работает, когда дети начинают различать образ на картинках: например, ребенок узнаёт тигра только после того, как тигра ему покажут и поименуют, – тогда у ребенка в сознании появится образ тигра, «форма под тигра», или, иными словами, «гештальт» тигра. До тех пор, пока образ не вычленен, не осмыслен (гештальт не сформирован), – ребенок тигра узнавать не будет, а видя, будет соотносить с известными ему гештальтами: например, говорить про тигра, что это «киса».
Когда мы увлечены чем-то, то мы словно настроены на волну своего увлечения, своей «идеи фикс» – и, как чуткий прибор, улавливаем в среде всё, связанное с этой идеей, на что другой, равнодушный к ней человек не обратил бы внимания. Возникает впечатление, что мир словно подкидывает нам подарки, связанные с нашим увлечением; об этом говорит поговорка: «На ловца и зверь бежит».
Примерно то же самое происходит с осознанием потребностей (нужд, важных для сохранения и развития). А именно: важно иметь «форму под потребность» – чтобы находить в среде то, чем ее заполнять.
Человек, у которого есть трудности с ощущением своих границ, имеет проблемы с распознаванием потребностей: не знает, чего хочет, или чужие установки принимает за свои желания и цели (живет не свою жизнь), или считает, что ничего не хочет. А потребности у живого существа есть всегда, независимо от того, осознаны они или нет, при этом у нераспознанных потребностей взрослого человека мало шансов на здоровое удовлетворение.
Нередко бывает и так, что «форма под потребность» или способ удовлетворения потребности в сознании человека искажены. Искажения происходят обычно в детстве, когда жизненно важные для ребенка потребности (в том числе в привязанности) не удовлетворяются или удовлетворяются неподходящим, травмирующим способом.
Самое обидное, что из детства мы тянем это во взрослую жизнь. Родители недолюбили, и так хочется получить любовь в браке, в близких отношениях. А они, как назло, не получаются. Точнее, не как назло, а как раз закономерно...
Что делать, если не везет в любви?