Текст: Сергей Удачин; Фото: фирмы-производителя.
В Австралии понятие Ute, или по-нашему «Ют», это не просто модель легкового пикапа Falcon, выпускаемого компанией Ford больше полувека – с 1961 года, – это уже имя нарицательное, прозвище всех машин этого класса с таким же типом кузова в стиле Coupé utility. Образ жизни, если хотите. Хотя, конечно, «Ют» - это и сокращённо модель «голубого овала» тоже.
Собственно о ней, а точнее о всех её семи поколениях, мы решили вспомнить и вкратце рассказать вам по случаю последней прискорбной для многих австралийцев новости. Напомним, что в связи с запланированным к октябрю текущего года прекращением производства всех автомобилей Ford в Австралии местное отделение компании, по причине тяжёлых экономических условий на рынке и излишне высоких затрат, сняло с конвейера последнее поколение легкового грузовичка Falcon Ute.
Для справки. За 55 лет производства пикап Falcon Ute во всех семи поколениях был выпущен тиражом 467 690 автомобилей. Ford Falcon Ute – одно из самых долгоиграющих имён в автомобильной промышленности, а кроме того, это вторая по продолжительности выпуска модель компании Ford после пикапа F-Series.
Производство легковых пикапов Falcon Ute первого поколения стартовало более 55 лет назад сначала на заводе Broadmeadows в Мельбурне, а несколькими месяцами позже – в феврале 1961 года – в Eagle Farm в Брисбене.
Как и американский Falcon Ranchero, первый австралийский пикап Falcon Ute был построен на основе американского седана Ford Falcon. Поначалу автомобиль выпускался под индексом XK. После обновлений ему присваивали индексы XL, XM и XP. Эти машины относят к первому поколению модели.
Всего в первой генерации в Австралии было произведено 32 695 легковых пикапов Falcon Ute. Модель XK была выведена на рынок в мае 1961 года и выпускалась с февраля 1961 по июль 1962 года. Всего было собрано 6606 Ute XK.
Обновлённую модель XL выпускали с июля 1962 по декабрь 1963 года. Всего произведено 9618 таких машин. После очередной модернизации пикап получил индекс XM. С декабря 1963 по февраль 1965 года его выпустили тиражом 6830 единиц. Последнее обновление первого поколения – модель XP – произвели в количестве 9641 с февраля 1965 по август 1966 года.
Второе поколение Ford Falcon Ute дебютировало под индексом XR в сентябре 1966 года. После обновлений его также обозначали, как XT, XW XY. Модель стала популярнее и продажи этой генерации суммарно составили уже 48 027 машин, а это более чем в полтора раза больше предшественника.
Под индексом XR пикап выпускали с сентября 1966 по март 1968 года. Таких машин было собрано 11 499 единиц. А в период с января 1968 по июль 1969 года было произведено10 030Falcon Ute XT . За ним последовал пикап под индексом XW. С июня 1969 по октябрь 1970 года с конвейера сошло 12 578 таких машин.
Falcon Ute с индексом XY, за период с сентября 1970 по октябрь 1972 года разошедшийся тиражом в 13 920 машин, был самым инновационным. Именно эта модель впервые получила полноприводную трансмиссию. Её же впервые начали оснащать огромным двигателем V8.
Третья генерация Falcon Ute оказалась также популярна, как и вторая. Она была построена на основе первого седана Falcon, полностью разработанного на Зелёном континенте собственными силами подразделения Ford Australia. Сначала в 1972 году вышла модель под индексом XA, позже её сменили XB и XC.
Машин этой генерации было произведено 48 144 единицы. Седан Falcon третьего поколения, созданный на базе модели Ford Fairlane, должен был стать последней моделью, выпускаемой на заводе Eagle Farm. Поэтому в апреле 1978 года производство пикапа перенесли на завод Broadmeadows.
Модель XA была выведена на рынок в июле 1972 года. До ноября 1973 года было выпущено 11 509 таких пикапов. Модель с индексом XB вышла тиражом 20 363 единицы с октября 1973 по июнь 1976 года. Пикап третьего поколения, обозначенный как XC, произвели с июня 1976 по май 1979 года в количестве 16 272 машины.
Вышедшее в 80-х годах четвёртое поколение Ford Falcon Ute с более европейским дизайном стало хитом продаж и разошлось тиражом почти 100 000 автомобилей. Оно маркировалось индексами XD, растянувшимся на два этапа и несколько лет XE, а также XF.
Модель XD вышла на австралийский рынок в сентябре 1979 года. С мая этого же года по март 1982 года было произведено 13 649 машин. В первый раз модель XE выпускалась с января 1982 по сентябрь 1984 года - в количестве 11 774 единицы. С августа 1984 по октябрь 1986 года было произведено 14 973 пикапа под индексом XF. А с августа 1986 и вплоть до марта 1993 Ford выпускал в Австралии вторую генерацию модели XE (MkII) – всего 44 406 единиц.
Пятое поколение пикапа вышло в 1992 году под индексом XG. Вместе с парой вариантов грузовой платформы и вернувшимся после 15-летнего перерыва двигателем V8 таких двухдверок до марта 1996 года было выпущено 20 253 единицы. С февраля 1996 по октябрь 1997 года Ford произвёл в Австралии 13 723 пикапа Falcon Ute XH. Тогда же компания представила на рынке спецверсию Longreach Tradesman с кунгом тиражом 520 единиц.
С сентября 1997 по май 1999 года вышло 11 557 пикапов Falcon Ute XH MkII. В их числе была спецверсия Limited edition XH II Falcon Tradesman Ute, появившаяся в апреле 1998 года. Её собрали в количестве 700 машин. Несмотря на выход нового седана с индексом EA, пикап по-прежнему базировался на проверенной временем платформе XD.
Совершенно новый стильный и современный Ford Falcon Ute шестой генерации появился в 1999 году. За девять лет производства – до апреля 2008 года – под индексами AU, AU MkII, AU MkIII, BA, BA MkII, BF и BF MkII вышло в свет почти 150 000 машин.
И, кстати, машина этого поколения была первой за всю историю модели, чей кузов конструктивно был выполнен как шасси с кабиной. То есть кабина и кузов не были единым целым, как раньше.
И наконец последнее седьмое поколение легкового пикапа FG-серии появилось в 2008 году. Суммарно под индексами FG, FG MkII и вышедшего в сентябре 2014 года FGX было произведено порядка 50 000 машин.