Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Корабельные будни: сломался балластно-осушительный насос

Не вовремя, как всегда. Хэ, удивил, скажут мне - а что ломается вовремя? Но тут важны последствия. Сломался у вас пылесос - завтра, а то и сегодня купите новый. БОН совсем другое дело. Да и что это за зверь такой?


Начнём с более понятной части - осушительный.
Задача его в этой ипостаси - удалять проникшую в корпус судна воду, особенно важно это по отношению к машинному отделению. Вот и представьте себе: в машине пробоина, хлещет вода, грозя затопить двигатели, и, главное, дизель-генераторы, а насос осушительный сломался.
Как, вовремя это произошло или нет?

Более подкованные товарищи могут возразить, что ведь всегда есть второй такой насос и к тому же почти всегда осушительная и пожарные системы устроены так, что пожарный насос можно подключить к осушению.
Но это смотря какая течь, а то выход из строя и одного насоса может стать фатальным.

На заглавном фото, сделанном Владимиром Сачко, где-то на Дону снят стоящий на якоре "Челси-6", где и произошла описываемая ниже история. Кстати, обратите внимание, причал завален металлоломом. Снимок 2016 года, а как везли нескончаемым потоком его в Турцию, так и везут и я всегда считал это преступным промыслом.

Но вернёмся к насосу.
Обычно осушительные насосы используются всё же в менее экстремальных ситуациях.
Вот привезли мы туркам уголь. Что повезём следующим рейсом - неизвестно, может, металлолом, может - комбикорм, а может зерно. Поэтому после выгрузки трюмы должны быть начисто вымыты. Представляете, сколько воды понадобится для этого? Потом грязную воду надо удалить за борт, этим и займётся осушительный насос. Обычный геморрой в этом случае в том, что при выгрузке грейфером нередко пробивается дека (днище трюма) и часть мелкого груза - зерна ли, угольной крошки или ржавчины с мелкими железками попадают в балластную цистерну под трюмом, а оттуда во всасывающий храповик осушительной системы и вся эта дрянь плывёт и забивает фильтр насоса, который надо не раз очищать. А также откладывается в приёмном клапане.

Захотел ты закрыть его - а хрен, тарелка ложится на крошку, забившую седло клапана и закрыть его плотно не удаётся. Берись, разбирай и чисти его, а он может, не разбирался до этого годы и все 16 гаек крышки заросли слоем ржавчины, тщательно закрашенной краской.
Пока то да сё - а боцман в трюме с матросами психует, особенно зимой, не халва там в ледяной воде ковыряться, и жалуется на мостик, а оттуда долбят мозги механикам. Ну, это жизнь, прячущаяся за морской романтикой.
Но даже если насос сломается по-настоящему в этой ситуации, проблема не столь тяжка, время в принципе есть.

Другое дело, когда надо качать балласт.
После выгрузки судно сидит высоко, сильно подвержено влиянию ветра, хуже управляется, даже винты могут частично выступать над поверхностью, впустую взбивая пену. Поэтому в специальные балластные танки принимается забортная вода, чтобы судно притопить. Пока уровень воды в танках ниже уровня воды в море, это может происходить самотёком, все помнят закон сообщающихся сосудов?
Но когда желательно сделать это побыстрее и набрать балласта выше, чем уровень за бортом, в дело вступает всё тот же насос, но теперь уже в роли балластного.
И никогда, ни разу в жизни, у меня не выходил из строя балластно-осушительный насос при приёмке балласта:) Кстати, судно с балластом называется - "судно в балласте". А принявшее груз - "в грузу".
Такой он, флотский язык. Вот на заглавном снимке мой "Челси-6" сидит в воде по ватерлинию. Теперь вы знаете, что он в грузу, ибо никаким балластом по ватерлинию его в воду не засадить, всё равно несколько выше будет сидеть.

И вот приходим мы в балласте в Ростов. Пока не стали к причалу, балласт откачивать нельзя, никакой лоцман управляться пустым как пузырь судном не станет. А как причалили (кстати, интереснейший процесс, вот почитайте потом - Как на флоте тяжесть называют легкостью, и другие прибамбасы) - даётся 8 часов на откачку балласта.
Врубаются оба БОНа и две струи толщиной с бревно хлещут из борта, радуя средиземноморской водой донских лещей, что тоже является грубейшим нарушением требований экологии. Но ведь наши боссы живут только один раз, экологией ли им заморачиваться?

И тут начинает отключаться автомат питания электродвигателя одного из насосов. Попытка провернуть вал вручную ничего не даёт. Поймали клина. Надо разбирать насос. Доклад на мостик. У капитана остатки волос встают дыбом, задержка начала погрузки по вине команды судна - большой косяк, тут начинают маячить штрафные санкции.

"Сколько потребуется времени?" - вопрос с мостика.
"А х.. его знает", ну мы не так, конечно, докладываем, но смысл именно такой. Может, пара часов, а может, там рабочее колесо развалилось, так и вообще ничего не сделаем, пока новое не привезут. Надо смотреть.

Уже вызван в машину электрик, он отсоединяет от двигателя кабель. Мы с дедом тем времени готовим инструмент, я подвесил над электромотором ручную таль, начинаю откручивать гайки его крепления к фундаменту. На счастье, это удается довольно быстро, а могло бы...
Чуть-чуть приподымаем талью электромотор и оттягиваем его от насоса, расстыковывая этим соединительную муфту, а потом и вовсе сдвигая в сторону. Отдается крышка, в которую монтируется подшипник вала.
Мама дорогая, подшипник рассыпался в прах. Вот вам и причина.

А есть ли у нас запасной? Вроде бы я видел такой в ящике под моей койкой в каюте. Да ещё и уплотнительный сальник надо будет поменять.
Капитан уже в машине. Замечательный у нас был капитан - не нудит и не понукает, видит, что делается всё как только можно быстро, потом уходит договариваться с грузоотправителем, один насос продолжает откачку, но этого явно мало.

Тут такое свинство, кстати. В принципе, никто не мешает представителю грузоотправителя замерить совместно с нашим помощником уровень воды в балластных танках, по известным формулам установить её вес и начать погрузку, потом всё можно будет пересчитать. Но они часто упираются рогом - вот вы откачайте, да так, чтобы не больше сантиметра было воды в цистернах, а потом станем грузить. И если не откачаете в нормативные сроки, будем разговаривать по-другому.

Меж тем уже выволокли вал с рабочим колесом из корпуса и отнесли его в мастерскую. Моторист пока выгребает из насоса остатки сепарации, рассыпавшиеся ролики и прочую дрянь, неведомым образом всё-таки попадающую в насос. Чего только там не находили!

Теперь надо стянуть намертво насаженную на вал внутреннюю обойму подшипника, для этого есть специальные съёмники, но иногда и они не справляются, морская вода творит чудеса:) Греем обойму газовой горелкой, чтобы она немного расширилась и наконец, с помощью такой-то матери её удаётся стянуть. Бегу наверх в каюту - о, счастье, именно нужный подшипник маслянисто поблескивает в ящике.
Вот такой красавец:

-2

А ведь его могло и не оказаться! Снова вниз, капитан в мастерской, переживает, конечно, да и мы ощущаем чувство вины. Теперь тщательно зачистить вал и с помощью трубы, упёртой во внутреннюю обойму подшипника, набить его на вал до точно отмеренного места. Заполняем пространство между обоймами консистентной смазкой и быстренько к насосу. Нашлась и новая армированная манжета в качестве сальника.
Сальник - это то, что не позволяет воде под давлением просачиваться по валу наружу из насоса, если кто не в курсе. Устанавливаем вал на место, крепим на место крышку.

Теперь надвинуть на место электродвигатель, ввести в зацепление половинки соединительной муфты и, самое главное, отцентровать насос и двигатель, никакой излом и смещение недопустимы, иначе разобьёт её обязательно и весьма быстро. Это довольно непростое дело при дефиците времени. Электрик меж тем подсоединяет кабель. Подсовывая и убирая под лапы двигателя тонкие металлические пластинки и двигая его ломиком вправо-влево, заканчиваем центровку и намертво закручиваем гайки крепления к фундаменту.

Контрольный пуск. Вибрация практически не ощущается, это очень хорошо. Открываем приёмный клапан, манометр показывает номинальное давление. Мотыль собирает инструмент и наводит порядок вокруг насоса и в мастерской. Все моем чёрные от грязи и масла руки и идём в пост управления заполировать это дело кружечкой кофейку. Надеюсь, не надо добавлять, что всё происходило в разгар ночи, когда добрые люди пускают слюнку в подушку?


Но в ту ночь не спали также пекари и машинисты поездов, врачи и лётчики, полицейские и воры, энергетики и сталевары. Много кто не спит у нас по ночам, моряки далеко не исключение, не будем так уж сильно надувать щёки.

подписывайтесь , взгляд изнутри доступен не каждому