Благодаря игре World of Tanks, многим знаком немецкий легкий танк Panzer 38(t), но, думаю, не все знают о том, что чешское объединение PRAGA/ČKD, которое его выпускало во времена Второй Мировой, существует до сих пор (хотя и раздельно) и занимается производством совершенно разнообразной техники. Разберёмся со всем по порядку.
Начало
Компания "1 českomoravská továrna na stroje" ( Первая Чешско-Моравская машинная фабрика" была основана в 1907 году Франтишеком Рингхоффером для производства автомобилей марки Isotta-Fraschini. В1909 появилась марка Praga, а производство собственных автомобилей началось в 1911.
Автомобили и автобусы
Первым автомобилем собственной конструкции был Praga Mignon (Миньон). Компания развивалась и до начала Второй Мировой Войны успела запустить в производство целый ряд моделей, обладавших современным дизайном и техникой: Mignon, Grand, Alfa, Baby, Piccolo, Super Piccolo, Golden, Lady.
Дела у Миньона сразу пошли на лад, конструкция оказалась надежной и спроектирована была с запасом, поэтому в 1915 появился первый грузовик-четырёхтонник Praga N. До начала войны компания успела создать и начать выпуск следующих моделей разной грузоподъёмности: N, TN, RN, RND, RV, ND. После войны, до середины пятидесятых продолжали производиться RN и RND, кроме того, с 47 по 51 в линейке имелась и полуторка Praga A150.
На базе грузовиков производились автобусы, такие как, например, Praga NDO 1938 года на фотографии сверху. Их производство было возоблено после войны и продолжалось до 1948 года.
На время германской оккупации Чехословакии, производство всех видов продукции было остановлено, заводы переключились на нацистский военный заказ. ČKD изготавливало танк Panzer 38(t), а Praga - двигатели для него.
Естественно, после войны предприятие, было национализировано.
Наибольшую известность в послевоенные годы марка Praga обрела за счет грузовика повышенной проходимости V3S, который считается одним из лучших грузовых проходимцев своего времени. Характерный укороченный капот, из-за которого эту Прагу ни с чем не спутать, обусловлен применением шестицилиндрового дизеля воздушного охлаждения Tatra 912-1.
В новейшей истории, грузовики Praga - это "чешский Унимог" Praga UV80 и его наследник Praga Alfa TN, многофункциональные автомобили 4х4, которые выпускались до 2001 года.
Мотоциклы
В 1929 году произошло слияние с заводом ČKD, который выпускал мотоциклы марки BD, производство этих мотоциклов продолжилось, но уже под маркой Praga. В 1932 к первоначальной модели BD 500 присоединился BC 350, но уже в 1933 производство мотоциклов было свернуто... чтобы на несколько лет возродиться в 1999... И я с удовольствием расскажу об этом в отдельной статье.
PRAGA сегодня:
1. Чешские суперкары, гоночные автомобили и карты.
Чешский суперкар - не миф, он реально существует и производится в небольших количествах, так же как и гоночные автомобили R1 и R4S. Для новой Праги нет ничего невозможного, компания специализируется на самолетах, поэтому суперкары и карты - вопрос престижа и страсти.
Технические характеристики Praga R1R:
Кузов: одноместный/двухместный карбоновый монокок
Вес: 670 кг
Размеры: 965 x 4124 x 1800
База: 2525
Двигатель: F4R 832 с турбонаддувом
Объем: 1998см3
Число цилиндров/клапанов: 4/16
Расположение: среднее, продольное
Мощность: 390 л.с. при 6750 (макс. 7000)
Момент: 530Нм при 4200
2. Самолеты Praga Alfa
Как говорится на сайте компании - Praga Alfa - надежная и недорогая многофункциональная "рабочая лошадка" на 7 человек, включая одного пилота.
Резюме.
История бренда PRAGA настолько богата событиями, фактами и разнообразными машинами, что в рамках данной статьи я могу только очень кратко и сжато рассказать о направлениях в которых работали чехи. Я сознательно пропускаю локомотивы ЧКД, хорошо известные в СССР, работающие на РЖД и сейчас, потому что это совершенно другое направление, на котором Societe Turbo не специализируется.
А о каждом из авто-мото направлений, я обязательно расскажу отдельно.
Удачи тебе, PRAGA!