Найти тему
Societé Turbo

PRAGA: автомобили, самолёты, мотоциклы и танк LT vz.38

Оглавление

Легкий танк Panzer 38(t) Praga, изначально LT vz.38
Легкий танк Panzer 38(t) Praga, изначально LT vz.38

Благодаря игре World of Tanks, многим знаком немецкий легкий танк Panzer 38(t), но, думаю, не все знают о том, что чешское объединение PRAGA/ČKD, которое его выпускало во времена Второй Мировой, существует до сих пор (хотя и раздельно) и занимается производством совершенно разнообразной техники. Разберёмся со всем по порядку.

Начало

Компания "1 českomoravská továrna na stroje" ( Первая Чешско-Моравская машинная фабрика" была основана в 1907 году Франтишеком Рингхоффером для производства автомобилей марки Isotta-Fraschini. В1909 появилась марка Praga, а производство собственных автомобилей началось в 1911.

Автомобили и автобусы

Praga Mignon
Praga Mignon

Первым автомобилем собственной конструкции был Praga Mignon (Миньон). Компания развивалась и до начала Второй Мировой Войны успела запустить в производство целый ряд моделей, обладавших современным дизайном и техникой: Mignon, Grand, Alfa, Baby, Piccolo, Super Piccolo, Golden, Lady.

Грузовик Praga N
Грузовик Praga N

Дела у Миньона сразу пошли на лад, конструкция оказалась надежной и спроектирована была с запасом, поэтому в 1915 появился первый грузовик-четырёхтонник Praga N. До начала войны компания успела создать и начать выпуск следующих моделей разной грузоподъёмности: N, TN, RN, RND, RV, ND. После войны, до середины пятидесятых продолжали производиться RN и RND, кроме того, с 47 по 51 в линейке имелась и полуторка Praga A150.

Автобус Praga NDO 1938
Автобус Praga NDO 1938

На базе грузовиков производились автобусы, такие как, например, Praga NDO 1938 года на фотографии сверху. Их производство было возоблено после войны и продолжалось до 1948 года.

На время германской оккупации Чехословакии, производство всех видов продукции было остановлено, заводы переключились на нацистский военный заказ. ČKD изготавливало танк Panzer 38(t), а Praga - двигатели для него.

Естественно, после войны предприятие, было национализировано.

Praga V3S
Praga V3S

Наибольшую известность в послевоенные годы марка Praga обрела за счет грузовика повышенной проходимости V3S, который считается одним из лучших грузовых проходимцев своего времени. Характерный укороченный капот, из-за которого эту Прагу ни с чем не спутать, обусловлен применением шестицилиндрового дизеля воздушного охлаждения Tatra 912-1.

Praga Alfa TN
Praga Alfa TN

В новейшей истории, грузовики Praga - это "чешский Унимог" Praga UV80 и его наследник Praga Alfa TN, многофункциональные автомобили 4х4, которые выпускались до 2001 года.

Мотоциклы

Praga BC350
Praga BC350

В 1929 году произошло слияние с заводом ČKD, который выпускал мотоциклы марки BD, производство этих мотоциклов продолжилось, но уже под маркой Praga. В 1932 к первоначальной модели BD 500 присоединился BC 350, но уже в 1933 производство мотоциклов было свернуто... чтобы на несколько лет возродиться в 1999... И я с удовольствием расскажу об этом в отдельной статье.

PRAGA сегодня:

1. Чешские суперкары, гоночные автомобили и карты.

Praga R1R
Praga R1R

Чешский суперкар - не миф, он реально существует и производится в небольших количествах, так же как и гоночные автомобили R1 и R4S. Для новой Праги нет ничего невозможного, компания специализируется на самолетах, поэтому суперкары и карты - вопрос престижа и страсти.

Технические характеристики Praga R1R:

Кузов: одноместный/двухместный карбоновый монокок
Вес: 670 кг
Размеры: 965 x 4124 x 1800
База: 2525
Двигатель: F4R 832 с турбонаддувом
Объем: 1998см3
Число цилиндров/клапанов: 4/16
Расположение: среднее, продольное
Мощность: 390 л.с. при 6750 (макс. 7000)
Момент: 530Нм при 4200

2. Самолеты Praga Alfa

SM-92T(E) PRAGA Alfa
SM-92T(E) PRAGA Alfa

Как говорится на сайте компании - Praga Alfa - надежная и недорогая многофункциональная "рабочая лошадка" на 7 человек, включая одного пилота.

Резюме.

История бренда PRAGA настолько богата событиями, фактами и разнообразными машинами, что в рамках данной статьи я могу только очень кратко и сжато рассказать о направлениях в которых работали чехи. Я сознательно пропускаю локомотивы ЧКД, хорошо известные в СССР, работающие на РЖД и сейчас, потому что это совершенно другое направление, на котором Societe Turbo не специализируется.

А о каждом из авто-мото направлений, я обязательно расскажу отдельно.

Удачи тебе, PRAGA!