Многие из нас сталкиваются с проблемой плохой памяти и возникает желание её улучшить. Как помочь себе запоминать больше, быстрее и качественнее?
Память нельзя тренировать так, как тренируют, скажем, мышцы. Но зная как она работает мы можем усилить нашу власть над ней.
1. Память связана с работоспособностью организма. Когда мы устали — мы хуже запоминаем.
Поэтому:
- Поддерживайте хорошую физическую форму;
- Избегайте переутомления.
2. Высокая концентрация внимания в момент восприятия информации гарантирует большой процент запоминания.
Поэтому:
Сосредоточьтесь на том, что запоминаете. Не отвлекайтесь на посторонние сигналы из внешнего мира и собственные мысли. Создайте обстановку, в которой вам никто и ни что не будет мешать.
3. Информация, которую вы получили днём, помещается во временное хранилище. Только в период ночного сна она разложится по полочкам и станет достоянием долговременной памяти.
Но не вся информация пройдёт этот путь. Часть её мозг посчитает не важной и удалит. Грустно, что решение какие сведения оставить, а какие стереть, мы решаем в бессознательном состоянии.
Мозг имеет понятные ему критерии отбора. Хорошо, что психологами они выявлены.
Перейдёт в долговременную память то, что вызвало у нас интерес, что связано с нашими задачами, целями и мечтами.
Поэтому:
Если в момент восприятия информации или преднамеренного заучивания у вас возникает мысль: «Что за ерунда! Мне это не нужно!», гоните их прочь.
Лучше скажите самому себе, хотя бы в шутку: «О, как это интересно! Мне это обязательно пригодится!». Придумаете для чего именно вам нужны эти сведения. Как они помогут вам решить жизненные задачи, прийти к цели.
Самый трудный для запоминания материал прочитывай непосредственно перед сном и сразу же после просыпания, - пусть это будет последняя и первая информация.
4. Знания и навыки записываются в мозгу посредством образования нейронных связей. Чем большее количество нейронов задействовано, тем надёжнее запись.
Подключить больше нейронов вы сможете пропустив информацию через все каналы восприятия (зрение, слух, движение, ощущение, запах).
Подключить зрительный канал вы сможете:
- рассматривая иллюстрации, схемы, видео;
- зарисовывая информацию с помощью пиктограмм и схем;
- мысленно представляя в картинках то, что решили запомнить.
Подключить слуховой канал можно:
- читая вслух;
- проговаривая вслух;
- прослушивая аудиозаписи в тот момент, когда не заняты интеллектуальным трудом.
Подключить двигательные центры вы сможете:
- придумав себе напоминающие жесты или движения на ключевые слова или блоки информации;
- записывая важную информацию.
Здорово, если вы найдёте способ понюхать, потрогать или каким-либо другим образом повзаимодействовать с изучаемым объектом. Если нет возможности это сделать в реальности, то вы всегда можете это сделать в своём воображении.
5. Не зубрите механически, а учите вдумчиво:
- соединяйте новую информацию с уже имеющейся;
- придумывайте ассоциации.
Например, когда я учила определение памяти в институте я представляла память в виде сундука в который я кладу информацию, прокручиваю через мясорубку, храню и вынимаю. Потому что память — это психический процесс, связанный с запоминанием, хранением, переработкой и воспроизведением информации.
6. У вас бывало так? Вам попадается в руки затерянная вещь и на вас накатывает волна воспоминаний связанных с этим предметом. Воспоминания настолько давние и настолько подробные, что вы сами удивляетесь, что память их сохранила.
Происходит это потому, что информация хранится в мозгу не в отдельной ячейке, а в соединении с другой. Прежде всего с той, которая одновременно с ней поступала в мозг. Поэтому место, вещь, звук, запах или ощущения может всколыхнуть память - активизировать нейронную сеть.
Эту особенность памяти можно использовать двумя способами.
Вариант 1- Вспоминать легче, если обстоятельства при вспоминании такие же, как при запоминании.
Поэтому, заучивайте материал в обстановке похожей на ту, в котором планируете им пользоваться.
Например, если вы привыкли учить сидя на диване и под музыку, то писать ответ в тишине учебного кабинета, сидя за партой вам будет сложнее. Стоит поменять привычку - начать готовиться к экзамену за столом, без музыкального сопровождения и привыкать решать задачи или записывать формулы не в разлинованной тетради, а на листе А4 чёрной гелиевой ручкой.
Вариант 2 - противоположным первому. Заучивайте, меняя обстановку. Тогда информация не так жёстко свяжется с ситуативными стимулами и её легче воспроизвести в новой ситуации. Этот вариант надёжнее, но он требует бОльшего времени. Выбирать вам.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
10 признаков того, что вы зрелая личность
Заставь свой страх работать на себя
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.
Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.