Ребёнок стал первоклассником. Уже давно прозвенел первый звонок, малыш немного освоился в классе, даже приобрёл друзей… Кажется, что трудности адаптации детей (первоклассников) к школе, к незнакомым людям в коллективе, к учёбе миновали. Но отдыхать ещё не время.
Только завершилась подготовка, улеглись эмоции, начались настоящие школьные будни. Судить о том, как прошла психологическая адаптация маленьких учеников (1 класс) к школе мы можем только через несколько месяцев. Причём одному школьнику, чтобы освоиться нужно всего месяца два, а у другого и через полгода не исчезнут проблемы. Особенности адаптации первоклассников к обучению в школе находятся в зависимости от самых разных деталей:
- готовности малыша к школе (наличие базовых навыков, физическая или моральная подготовка);
- физического уровня развития ребёнка;
- наличия социальных навыков – умения заводить знакомства и друзей, работать в команде.
От чего зависят результаты адаптации первоклассников к школе?
- плохо развита мелкая моторика рук;
- малыш не может долго фиксировать внимание на предмете;
- не успевает запоминать или, наоборот, усваивает знания быстрее, чем другие школьники;
- боязнь совершить ошибку, отсутствие веры в себя;
- отсутствие интереса, мотивации к обучению;
- недостаток навыков планирования дел;
- слабо развиты задатки к обучению (логика, образное мышление, память);
- конфликты с детьми, с учителем.
Нередко проблемы адаптации у первоклашек к школе вызывают сами взрослые. Так бывает, когда ребёнка загружают внешкольными кружками развития. При высокой плотности занятий школьнику обеспечен стресс. Вторая причина – внезапный рост списка домашних обязательств (так как ребёнок «теперь стал взрослым»).
Анализ сложностей с адаптацией малышей к школе
- у ребёнка сложилось общее хорошее мнение о школе, об учителях, новом коллективе;
- он спокоен, у него нет страхов, беспокойства по поводу отношений со своим педагогом, с другими детьми;
- школьник уже подружился с ребятами в классе, по большей части имеет добрые отношения с детьми в своём классе;
- он легко встаёт по утрам, из школы приходит бодрый, не устаёт;
- у него нет серьёзных трудностей с учёбой, домашними уроками.
Вычислить проблемы адаптации первоклассников к обучению в школе тоже не сложно. На это укажут такие признаки:
- малыш часто устаёт, выглядит подавленным, плохо засыпает вечером и с трудом встаёт с постели утром;
- он стал обидчив, замкнут или капризен, не хочет ходить в школу или браться за уроки дома;
- вы часто слышите от ребёнка жалобы на детей, на то, что учитель строгий сверх меры, много требует.
Чтобы решить трудности с адаптацией в школе, родителям нужно, прежде всего, выяснить их истинные причины. И для каждого малыша они будут свои.
Для проверки уровня адаптации первоклассников к обучению в школе используют тесты. Цель проводимых наблюдений:
- определить уровень развития, готовности к обучению в школе каждого школьника;
- подготовить и внедрить персональный план адаптации.
Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС
Успехи и поражения детей в школе, в будущей профессии, в отношениях с людьми сильно зависят от взрослых. Влияние семьи имеет огромное значение. Но с момента прихода в школу в развитии интеллекта, детского сознания себя, как личности, жизненных принципов принимают участие также и учителя. В России функции педагогов в данной сфере определяет государство. Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС (федеральные стандарты) включает задачи:
- устроить школьный режим;
- организовать учебу детей в период школьной адаптации;
- проводить занятия для поддержки физ. здоровья учеников;
- создать внеклассные кружки, занятия;
- проводить диагностику уровня подготовки и степени адаптации по ФГОС;
- внедрить психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе.
Методы быстрой адаптации в школе
- Всесторонне развивать детей. Особенно важна усидчивость, внимание, память, интерес к знаниям.
- Развивать социальные навыки. Для этого можно водить детей в детский сад или же обеспечить возможность регулярно общаться с другими детьми. Не важно, где – на игровой площадке, на кружках, в кругу семьи.
- Поощрять детскую активность, интересы, увлечения.
- Развивать уверенность – не критиковать, хвалить за старание, за результаты. Не заострять внимание на ошибках, учить извлекать из них пользу.
- Проявлять интерес к школьным делам малыша, его чувствам. Разделять его радости, помогать в решении сложных ситуаций.
- Учитывать характер ребёнка, особенно если малыш супер активный или, наоборот, делает всё медленно.
- Не сравнивать детей или их успехи (неудачи) с другими детьми, с собой в детстве, не нахваливать при ребёнке чужих детей.
Адаптация детей с ограниченными возможностями
Дети с ОВЗ в силу множества причин ещё до прихода в школу имеют трудности в причастности к внешней социальной среде. Для них процесс адаптации к обучению в школе, к классу, к новой обстановке протекает намного сложнее. Проблема тем хуже, что дети младшего школьного возраста постоянно заостряют внимание на физических отличиях ребёнка с ОВЗ.
Обеспечить ученикам с ОВЗ комфортные условия для учёбы должны в первую очередь педагоги, опираясь на задачи ФГОС:
- применять действенные методы комфортной адаптации первоклассников с ОВЗ к школе;
- прописывать персонально занятия (учебный план) для таких детей, с учётом их возможностей;
- создавать удобную обстановку (график, обустройство пространства);
- использовать передовые методы вне школьной программы, что направлены на развитие личности, интеллекта, творческих способностей у первоклашек с ОВЗ;
- постоянно обсуждать с родными ученика вопросы его успешной адаптации к школе.
Сайт настоящей школы Соробан™: soroban.ru