Отгремела Вторая мировая война. Авиапроизводители снова вернулись к разработке самолётов мирного назначения. Военная авиация уже вовсю пересаживалась на реактивную тягу, а теперь пришло время и пассажирских лайнеров. Пионерами в этом выступили британцы — их de Havilland DH.106 Comet стал первым в мире серийным коммерческим реактивным пассажирским самолётом. «Комета» начала бороздить просторы воздушных океанов, а другие страны стали разрабатывать свои проекты, стремясь угнаться за англичанами. Сегодня, дорогой читатель, я расскажу о том, каких успехов добились французские авиконструкторы в этой «гонке».
В 1951 году французский Комитет по гражданской авиации опубликовал спецификацию на разработку нового перспективного реактивного авиалайнера для нужд гражданской авиации. Он должен был брать на борт до 65 пассажиров и 1 тонну груза, иметь дальность полёта до 2000 километров со скоростью не ниже 600 км/ч. Заявку на участие в конкурсе проектов подала и компания SNCASE. Представленный ей вариант самолёта с рабочим названием X-210 был очень передовым по тем временам — конструкторы стремились получить «чистое» крыло, поэтому 3 двигателя были размещены в хвостовой части планера.
После тщательного изучения проектов комитет выбрал проект X-210 в качестве победителя, поручив SNCASE доработать его под размещение двух двигателей. К февралю 1953 года инженеры закончили переделку проекта и было построено два первых прототипа первенца французской реактивной пассажирской авиации — SE 210 Caravelle. В свой первый полёт «Каравелла» ушла 27 мая 1955 года. Самолёт получил персональный знак отличия — на носовой части фюзеляжа наносилось изображение парусной каравеллы.
Новый лайнер стал первым в мире реактивным пассажирским самолётом с хвостовым размещением двигателей и перевыполнил первоначальные требования Комитета по гражданской авиации. На борт «Каравелла» могла брать до 80 пассажиров, покрывая расстояние 1850 километров со скоростью в 734 км/ч. Тесное сотрудничество инженеров SNCASE с фирмой de Havilland отразилось на конструкции SE 210 — влияние DH.106 Comet заметно в обводах носовой части, компоновке кабины экипажа и стреловидности крыла.
Фирменной фишкой лайнера стали иллюминаторы необычной треугольной формы. Пассажиры по достоинству оценили их размеры, позволявшие наслаждаться красивым видом во время полётов. Также этот образ активно эксплуатировался в рекламе. Ещё одной особенностью SE 210 Caravelle стал опускаемый из задней части фюзеляжа пассажирский трап. Это позволило существенно повысить автономность самолёта.
Первыми эксплуатантами «Каравеллы» стали авиакомпании Air France и Scandinavian Airlines, получившие новые лайнеры в 1959 году. К тому моменту, она уже получила более привычное всем сегодня имя — Sud Aviation SE 210 Caravelle — после слияния компаний SNCASE и SNCASO. Всего же различные модификации SE 210 Caravelle эксплуатировались более, чем 90 авиакомпаниями по всему миру — от Франции до Бразилии.
В некоторых странах (например, Франция, Швеция, Аргентина, Мексика) он даже летал в составе правительственных авиаотрядов и военно-воздушных сил. Была также вероятность того, что "Каравеллы" купит СССР. Но в то время в СССР уже готовился к запуску в серию Ту-104, поэтому переговоры окончились безрезультатно. Как могла бы выглядеть «Каравелла» в ливрее «Аэрофлота» можно представить по кадрам из фильма Enigma (1983 год).
Несмотря на то, что последний SE 210 Caravelle сошёл со стапелей завода в 1972 году, элегантный самолёт эксплуатировался до 2005 года. 282 построенных лайнера за свою долгую карьеру перевезли свыше 300 миллионов пассажиров и заложили основу для дальнейшего развития пассажирского авиастроения во Франции. Ну а компоновка двигателей в хвостовой части станет классической и будет применена ещё на многих других реактивных лайнерах.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com