Найти тему
Челгид

Как научиться разговаривать взрослому человеку

Оглавление

Любовь Мочалина учит разговаривать так, чтобы только с помощью голоса и жестов можно было решать все свои вопросы во взаимоотношениях с другими людьми. Что именно нужно прорабатывать, чтобы от разговоров была польза?

Почему мы разучились общаться

«Мы по большей части работаем „втихаря“. Вот вы сидите и что-то печатаете, а ведь мысленно проговариваете слова, которые застревают в горле. Получается, что слово не работает — люди разговаривают сами с собой. Мы уже даже не говорим по телефону! Все смс-ки, сообщения. Все закодированное. А когда вдруг нам надо говорить — начинается страх. В горле зажим. Длинная мысль не складывается. Не получается сказать длинную фразу», — рассказывает педагог-тренер по речи Любовь Мочалина.

Сейчас Любовь Рудольфовна вместе с режиссером Еленой Кузиной готовит постановку «Мёртвые души. Гоголь» в Молодежном театре Челябинска. Как отмечает педагог, в поэме колоссально длинные фразы. А ведь по статистике современный человек в разговоре не строит предложение из более чем пяти слов. Быстрый век, быстрые разговоры. Гоголевский текст ложится непросто, а ведь нужно еще и за вниманием слушателя следить. Речь требует особой проработки.

Быстрый век, быстрые разговоры. Гоголевский текст ложится непросто.

Кому это надо

Сегодня взрослые люди, не актеры, к Любови Рудольфовне обращаются очень часто. У педагога много групп и индивидуальных учеников в Санкт-Петербурге. В среднем, это молодые люди от 25 до 35 лет.

«В этом возрасте люди выходят в жизнь, начинают работать и понимают, что нужно ставить речь. И неважно, в какой сфере человек работает. У меня есть ученики из строительных компаний, есть офисные работники, есть актеры. Умение говорить нужно всем», — рассказывает Любовь Мочалина.

Среди учеников мастера много женщин зрелого возраста. Они прошли школу имиджа, узнали о fashion-трендах, научились наносить make-up и поняли, что нужно заняться голосом, чтобы зазвучать! На курсах по речи не учат писать то, что нужно говорить. Учат занимать правильную позу, умело жестикулировать и подавать звук.

Педагог учит манипулировать людьми с помощью речи и тела
Педагог учит манипулировать людьми с помощью речи и тела

Как включить тело

«Вот я сижу перед вами. Тело мое наклонено вперед, сижу на краю дивана, говорю спокойно. Но стоит мне откинуться на спинку, у вас ко мне сразу поменяется отношение. Я буду вальяжно сидеть, а вы будете несколько выше меня. Вам придется надо мной доминировать. А мы должны быть на равных. Это все тонкости, которые называют манипуляциями. Через них можно воздействовать на партнера», — объясняет Любовь Рудольфовна.

По словам педагога, основная проблема всех людей — невключенное тело. Даже если мы видим и слышим диктора на телевидении, то определить, хороший он или нет, можем не столько по его поставленному голосу, сколько по той энергии, которую он вкладывает.

Для того, чтобы включить тело, а вместе с ним и энергию, нужно правильно дышать. И тогда не придется кричать и давить голосом. За счет управления собой и благодаря внутреннему жесту можно притягивать или отталкивать собеседника.

Для того, чтобы включить тело, а вместе с ним и энергию, нужно правильно дышать.

Правильное дыхание можно делать сидя. Подвиньтесь на край стула, так, чтобы опора была на седалищных косточках. В этом положении живот расслабляется. Это и есть центр. Намерение звука и выдоха находятся внизу. Именно низом живота нужно начать делать выдох со звуком «ф-ф-ф». Плечи находятся на месте. Так включается речевой аппарат.

Попробуйте перевести внимание на разные части тела и просто их назвать вслух: плечо, спина, нос, стопы. Тембр и громкость начнут меняться непроизвольно. И если ваш истинный голос находится в центре, который мы уже раскрыли с помощью звука «ф-ф-ф», то другие возможности голоса можно раскрыть через другие части организма.

Как помочь голосу руками

Любой жест, как учит Любовь Рудольфовна, можно сделать телом и голосом. Притянуть, оттолкнуть, поднять и опустить, например. И если несколько раз (по методу Михаила Чехова достаточно трех раз) поднять руку и при этом что-то говорить, речевой аппарат запомнит этот жест. Энергия внутри начнет работать. И можно больше руку не поднимать, а голос будет таким, будто вы хотите приподнять своего собеседника.

«Жест — это очень индивидуально. Мы с вами можем делать одно и то же движение руками, но в вас оно отзовется совсем иначе. И это нормально. Только ваша задача — изучить себя, чтобы знать, что происходит с голосом и энергией, когда вы давите рукой вниз», — Любовь Рудольфовна поднимает левую руку, меняется голос и подача.

Только ваша задача — изучить себя, чтобы знать, что происходит с голосом и энергией.

Как освободить голос

Одно из упражнений, которое педагог по речи рекомендует делать дома — работа с палкой. Можно взять палку от швабры, например. По высоте она должна быть не выше солнечного сплетения тренирующегося.

У предмета есть длина, ширина, а главное — вес. Именно за счет этих трех показателей можно переводить внимание, а следовательно — освобождать голос.

Любовь Рудольфовна на вытянутой вниз руке держит палку. Во время беседы она то подбрасывает ее, то специально роняет, то крутит. Дыхание то успокаивается, то подхватывается. Голос меняется с каждым движением. Диафрагма раскрывается. Включается тело: ноги, грудь, спина. Все, как надо.

«Язык заплетается, потому что не натренирован»
«Язык заплетается, потому что не натренирован»

Как расплести язык

Довольно часто при разговоре то ли от волнения, то ли из-за плохо разработанного речевого аппарата мы начинаем заикаться или мучаться с тем, что заплетается язык.

«Потому что язык не натренирован! Конечно, это можно исправить. Если вам не нравятся скороговорки, придумайте себе какую-то непростую и длинную фразу, которую можно быстро-быстро проговаривать. Появится речевая мобильность. И нужно не забывать дышать всем телом, это обязательно», — мастер делает глубокий вдох и медленный выдох.

Как говорить с неприятелем

Приходится сталкиваться иногда с людьми, с которыми не хочется общаться. Но приходится. Любовь Рудольфовна рекомендует в этих случаях попытаться изменить свое восприятие данного человека и сделать жест расширения. Открыть руки, может, приобнять при встрече. Сначала нужно открыться самому, а потом «раскалывать» собеседника.

Другое дело, если вы открыты, а вас подкалывают, подначивают и пытаются сделать неприятно — закрытая поза, но при этом дыхание через энергетический центр позволят «защититься».

Чем тренироваться по дороге на работу

Есть несколько упражнений, которые кажутся очень простыми, но они прекрасно развивают дикцию и артикуляцию. Помните, как дети изображают лошадку? Взрослея, мы с этим звуком «Пф-ф-ф» недовольство высказываем. Так вот именно «пф-ф-ф» — отличное упражнение для губ. По-умному это называется — «вибрационный выход».

И снова прием из детства: когда мы хотели кого-то подразнить, то кончиком языка водили по небу и губам со звуком «бе-бе-бе». Пока едете в машине на работу или по делам — можете репетировать. Любовь Рудольфовна заставляет учеников «дразниться» прямо на мастер-классах.

«Речь — это не декламирование, это энергия»
«Речь — это не декламирование, это энергия»

Как избавиться от говора

О нем нужно думать все время. Особенно тем, кто хочет жить в Петербурге или в Москве. Находясь в той среде, где говорят с говором — от него не избавиться. Мы, челябинцы, его и не слышим. А московская манера кажется нам забавной. Хотя ее считают правильной.

Слова не должны быть «развалившимися», гласные должны звучать емко, а согласные — четко. Речь — это не декламирование, это энергия.

Чем раскрыть словарный потенциал

С людьми, которые отвечают односложно, при этом в короткое «да» или «нет» вкладывают свои, дополнительные смыслы, очень сложно выстроить диалог. Техника речи может решить и эту проблему.

«Человек может приучить себя к длинной фразе, — отмечает Любовь Рудольфовна. — Это другой способ мышления. Поговорите текстами Гоголя или Гомера. Возьмите стихотворную фразу: казалось бы, все строчка, но она не кончается. Есть длинная мысль: „Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил...“ — и я эту мысль не обрываю через слово. Очень хорошо подходят для тренировок шекспировские тексты. Нужно только захотеть».

Человек может приучить себя к длинной фразе

Лучший лайфхак

«Просто много разговаривайте. С разными людьми и на разные темы. А еще — попробуйте читать вслух. Но не пробегая текст и невнятно бубня себе под нос, а с выражением. Заставьте себя выговаривать. Это уберет горловой зажим. Позволит тренировать длинное дыхание, ритм речи и дикцию», — советует Любовь Мочалина.

Следить за вербальным и невербальным общением — задача не из простых. Приходится всегда держать мозг в рабочем состоянии. На это мастер ответила:

«Всегда должна быть repete — та самая репетиция, а потом мозг привыкнет».

«Для тренировок речи отлично подходят шекспировские тексты»
 Андрей Ткаченко
«Для тренировок речи отлично подходят шекспировские тексты» Андрей Ткаченко

Любовь Мочалина — актриса, педагог-тренер, ст. преподаватель кафедры сценической речи РГИСИ (бывш. Санкт-Петербургской Академии театрального искусства). Обучалась технике М. Чехова у Л. Петита, В. Кокорина, Г. Падегимаса и др.

Проводила тренинги и мастер-классы в России, Канаде и Европе.

Автор собственной методики, выработанной в результате многолетней преподавательской работы и творческого переосмысления трудов Михаила Чехова и Ежи Гротовского. В ней сценическая речь, артикуляция, физические упражнения, направленные на раскрытие голоса, дыхательная гимнастика, основы сценического движения и риторика сплелись в единый метод развития речи, раскрепощения человека и возвращения к своему природному голосу.