Боевые потери Су-25 в российских ВВС-ВКС
Первый опыт современной войны у СССР был в Афганистане. Эффективность авиации, созданной для европейского театра военных действий, была невысокой. Сложное навигационное и прицельное оборудование, неповоротливость в горных массивах оставили авиацию невостребованной.
Подходящей машиной, кроме вертолетов, оказался лишь самолет Су-25. В войсках он получил уважительное прозвище «Грач». Су-25 (по кодификации НАТО: Frogfoot, «лягушачья лапа») – советско-российский бронированный дозвуковой штурмовик.
Предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя, уничтожения объектов с заданными координатами в любых метеоусловиях. Разработка штурмовика была начата в конце 60-х годов прошлого века. Первый полет был совершен 21 июля 1978 года. В апреле 1981 года Су-25 стали поступать в строевые части ВВС СССР.
На 01.01.2017 года Су-25 и его модификации стояли на вооружении в армиях более 20 стран.
В современной Российской армии Су-25 занимает достойное место как надежная «рабочая» лошадка. Однако даже при наличии уникальных характеристик, никто не застрахован от потерь, которые бы гарантировала техника и профессиональные качества летчика.
В новейшей истории России, с 1995 в боевых действиях (с учетом гибели 3 февраля 2018 года майора Романа Филипова) потеряно 15 штурмовиков Су-25. Погибло 10 боевых летчиков.
Первая чеченская кампания
04.02.1995 г. В районе села Чечен-Аул (Грозненский район) при атаке наземных целей, дудаевцами, огнем зенитной самоходной установки «Шилка», был сбит штурмовик 368 ОШАП (отдельного штурмового авиационного полка). Летчик майор Николай Баиров катапультировался. Впоследствии не был обнаружен и признан погибшим. В этом же бою, Су-25 подполковника Е. Деркульского получил серьезные повреждения, но смог долететь до аэродрома базирования. В последующем самолет был списан и установлен в качестве памятника в городе Буденновске (Ставропольский край).
05.05.1995 г. Огнем с земли в районе села Беной (Ножай-Юртовский район) сбит Су-25 368 ОШАП. Пилот подполковник Владимир Сарабеев погиб.
04.04.1996 г. При атаке наземных целей у села Гойты (Урус-Мартановский район) огнем с земли был поврежден Су-25 пилотируемый майором А.В. Матвиенко. Летчик катапультировался. Напарник Матвиенко – майор Олег Николаевич Исаев (читай ниже) маневрируя и ведя огонь, не давал боевикам подойти к месту катапультирования. Прикрывал огнем эвакуацию товарища, проводимую вертолетом Ми-8 поисково-спасательной службы.
05.05.1996 г. Су-25 УБ 368 ОШАП в составе экипажа: полковник Игорь Свиридов и майор Олег Исаев при проведении разведки с воздуха обнаружил скопление боевиков в Урус-Мартановском районе. При нанесении ракетно-бомбового удара были уничтожено 2 БТР, 2 автомашины и до 30 боевиков. Самолет был поражен с земли при выходе из атаки. Указом Президента Российской Федерации от 13.06.1996 года заместителю командира полка полковнику Свиридову Игорю Валентиновичу и командиру звена майору Исаеву Олегу Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
03.10.1999 г. При полете на малой высоте в районе села Толстой-Юрт (Грозненский район) Су-25 подполковника А.Хмелевского врезался в гору. По одной из версий штурмовик был поражен огнем ПЗРК.
13.12.1999 г. В районе с. Чишки (Грозненский район) загорелся и потерпел крушение Су-25 368 ОШАП. Пилот полковник С. Борисюк катапультировался и был спасен спецназом ГРУ. 22.01.2000 г. Штурмовик 461 ОШАП в районе Грозного был поражен с земли огнем ПЗРК. Военный летчик майор А.Карманов совершил вынужденную посадку с неработающим двигателем. Пилот не пострадал, самолет был списан.
14.06.2001 г. Выполняя боевое задание на территории Шатойского района, в условиях плохой видимости столкнулись с горой пара Су-25 461 ОШАП. Пилоты подполковник Юрий Якименко и Олег Подсидков погибли.
29.04.2002 г. В Веденском районе потерпел катастрофу штурмовик 368 ОШАП. Летчик погиб. Причиной катастрофы признана ошибка пилота.
Вторжение боевиков в Дагестан
09.09.1996 г. в окрестностях села Карамахи (Буйнакский район) потерпел крушение Су-25 960 ОШАП. Пилот успешно катапультировался.
Операция по принуждению Грузии к миру (Южная Осетия).
08.08.2008 г. Су-25БМ 368 ОШАП был сбит из ПЗРК в Южной Осетии. Пилот подполковник Олег Теребунский не пострадал.
09.08.2008 г. Пара командира звена 368 ОШАП майор Едаменко осуществлял боевое прикрытие танковой колонны 58-й армии без истребительного прикрытия. В районе города Джавы пара Су-25 вступила в бой с двумя грузинскими МиГ-29. Одновременно с земли по ним велся огонь наземными ПВО. В ходе боя и маневрирования в самолет Едаменко попала ракета. Загорелись оба двигателя и фюзеляж. Летчик погиб. Обломки самолета упали у села Итрапис. Указом резидента Российской Федерации от 5 сентября 2008 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания майору Едаменко Владимиру Евгеньевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
В этот же день Су-25 СМ пилотируемый командиром 368 ОШАП полковником Сергеем Ивановичем Кобылаш был дважды поражен огнем ПЗРК в районе Цхинвала. Пилот отвел самолет от города и успешно катапультировался. Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2008 года присвоено звание Героя российской Федерации с вручением медали за № 931. В настоящее время генерал-лейтенант Кобылаш С.И. является командующим дальней авиации.
Сирийская операция
03.02.2018 г. При облете зоны деэскалации «Идлиб» в Сирии потерпел крушение Су-25 ВКС России. Самолет был обстрелян в районе села Масеран из переносного зенитно-ракетного комплекса. Летчик майор Роман Филиппов успел доложить о катапультировании в районе селения Телль-Дебес подконтрольном боевикам. При ведении боя с террористами летчик погиб. Гвардии майору Роману Филипову присвоено званию Героя Российской Федерации (посмертно). 8 февраля 2018 года в городе Воронеже состоятся похороны Героя.
Читайте на нашем канале и другие интересные истории из жизни фронтовой авиации:
Секрет российской военной авиации. Компонент, делающий нашу авиацию по-настоящему всепогодной и неуязвимой
Российские лётчики унизили целый американский авианосец. Как американцам отбили охоту хозяйничать возле границ России