Найти в Дзене
Drive24

Как уцелеть на скользкой дороге


Зимой ангелом-хранителем для водителей становятся дорожные службы. Машина, посыпающая асфальт песчано-соляной смесью, спасает от гололеда. Но что происходит, если "ангел" вдруг недоехал? Верно, массовое ДТП. Именно такие случаи произошли недавно на дорогах в
России и Беларуси. Мы подготовили несколько советов на случай, если вы попали на скользкую дорогу.

Во многих случаях причина ДТП заключается в том, что водитель и автомобиль не поняли друг друга.Особенно остро это проявляется на скользкой дороге. Сцепление колес автомобиля с дорогой ухудшается. Автомобиль становится неуправляемым в безобидных ситуациях. Как их избежать? Вот несколько советов экспертов из белорусской и российской школ контраварийной подготовки.

1. Распознаем скользкое покрытие. Самое опасное в первом гололеде - это то, что он наступает неожиданно, и то, что его не видно. Небольшая влажность и мороз - и вот уже темный асфальт покрыт невидимой корочкой льда. Отсутствие снега делает ситуацию еще хуже: в снег при потере траектории машина может выровняться за счет снежной подушки у обочины. В «день жестянщика» автомобиль очень легко может улететь в кювет, удариться о бордюр или придорожное ограждение. Совет специалиста: скользкую дорогу можно определить не только по температуре окружающего воздуха, но и по характерному «ватному» рулю: на льду он поворачивается легче. Раннее срабатывание антиблокировочной системы (ABS) также подскажет водителю о том, что под колесами лед.

2. Сидите правильно. Нужно обязательно держать обе руки на руле, благодаря этому время реакции и точность движений намного лучше. При движении по скользкой дороге большие пальцы рук положите на обод руля - так лучше чувствуется сцепление с дорогой, это позволяет водителю как бы «прощупывать» дорогу. Оптимальным должно быть и расстояние до руля: откинувшись на спинку и вытянув руку вперед, вы должны свободно класть запястье на руль.

3. Крутите руль аккуратно, избегайте резких маневров. На скользкой дороге возникает ситуация,  когда автомобиль "не хочет" изменять направление движения после поворота руля. Естественная реакция – повернуть рулевое колесо на больший угол и дальше до упора. А вот этого-то как раз делать нельзя, так как снос (соскальзывание) передних колес приведет к потере управляемости.

4. Думайте наперед и за других. Самые скользкие участки дороги там, где обычно машины тормозят: перед перекрестками, пешеходными переходами, остановками. Подъезжая к таким участкам, нужно притормаживать заранее. Кроме того, важно контролировать дистанцию не только впереди себя, но и сзади. Как? Видя, что «на хвосте» сидит машина, можно чуть-чуть нажать на тормоз - загорятся тормозные огни, и водитель сзади тоже притормозит. Это элемент западного подхода к обучению водителей: нужно думать и исправлять ошибки окружающих тебя водителей.

5. Тормоз скорее враг, чем друг. Мы рассчитываем на тормозную педаль, как на "палочку-выручалочку", во многих случаях к ней лучше не прикасаться, чтобы не ухудшить и без того сложную ситуацию. На  повороте, когда уже допущена грубая ошибка, и колеса повернуты до упора, рефлекторное резкое торможение с полной блокировкой колес приведет к потере управляемости и баллистическому скольжению вперед. Если критическая ситуация связана с глубоким (по амплитуде) заносом автомобиля, полная блокировка колес переведет автомобиль в боковое скольжение, которое закончится в кювете или на встречной полосе.

Тормозить можно только на прямых колесах. Ни при каких условиях нельзя тормозить и одновременно поворачивать руль. На скользкой дороге эффективно прерывистое торможение, когда усилие на педаль тормоза чередуется с отпусканием педали.При таком торможении передние вращающиеся колеса не изменяют направления движения. Если на дороге есть раскатанная колея - можно сместиться на полметра в сторону: эффективность торможения возрастет в полтора раза.

6. Используйте загрузку колес. При вираже на скользкой дороге многие водители страхуются плавным выходом на дугу и поэтому вынуждены доворачивать руль в повороте. Эта ситуация напоминает предыдущую, но ошибка заложена в избранной траектории движения. Лучше в первой фазе повернуть руль на больший угол поворота колес, либо (что лучше) его уменьшить. Для того, чтобы это получилось, нужно перед поворотом использовать эффект "загрузки" передних колес весом автомобиля. Чтобы его добиться необходимо перед поворотом,лучше всего в последний момент, резко уменьшить обороты двигателя или включить пониженную передачу. После этого у вас есть 0,1 с, чтобы начать поворот. Это время, когда пружины передней подвески будут находиться в сжатом состоянии.

7. Тормозите двигателем. На скользкой дороге желательно включение повышенных передач с небольшой задержкой в фазе нейтральной передачи, чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой, чтобы исключить резкое замедление ведущих колес. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач. Это позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей, чтобы не заглушить двигатель при экстренном торможении.

8. Помните главное правило управления при заносе: поворачивать руль в сторону заноса - т.е. в ту сторону, куда надо ехать. Если машина заднеприводная - газ сбрасываем, если переднеприводная - немножко увеличиваем, чтобы передние колеса вытягивали. Полноприводный автомобиль тоже вытягивается газом и очень важно поймать занос в самом начале. Если занос небольшой, нужно быстро повернуть руль в сторону заноса и тут же выпрямить. Если занос более продолжительный - поворачивать руль и ждать реакции от автомобиля. На скользкой дороге все действия педалью газа должны быть плавными, но самое главное – они должны быть жестко связаны с действиями рулевым колесом.

Авто
5,66 млн интересуются