С появлением первых автомобилей изобретателей начала посещать идея поднять их в воздух. Один за другим предлагались различные проекты, патентовались конструкции, проводились испытания моделей и строились прототипы. Часть из этих проектов дошла до нас лишь в виде схем и рисунков, а кое-что успело таки полетать. Давайте немного подробнее рассмотрим этот раздел авиационной истории.
Перенесёмся в 1841 год. До первого полёта самолёта ещё более 60 лет, только-только начали активно использоваться паровые машины, а английские инженеры Уильям Сэмюэл Хенсон и Джон Стрингфеллоу патентуют воздушный паровой экипаж "Ариэль" - первый проект летательного аппарата, который был максимально похож на современный винтовой самолёт. Но не зря я употребил слово "экипаж". Хенсон и Стрингфеллоу явно вдохновлялись существовавшими тогда каретами, что сделало фюзеляж их аппарата весьма похожим на современные летающие автомобили. Была построена модель "Ариэля", но после неудачных испытаний у инженеров закончились деньги и дальнейшие работы пришлось прекратить.
В следующий раз изобретатели вернулись к разработке летающего автомобиля через 75 лет. Посетители Панамериканской авиационной выставки в 1917 году смогли в живую увидеть автоплан Кёртиса. Гленн Кёртис был хорошо известен своими гидропланами, которые активно использовались военными США и других стран. Представленный же на выставке автоплан представлял собой симбиоз триплана собственной конструкции Кёртиса и автомобиля Ford T. Увы, испытания автоплана тоже нельзя назвать успешными. Да и Первая мировая война внесла свои коррективы. Проект был свёрнут и Кёртис вернулся к разработке гидропланов.
А вот проект Arrowbile Уалдо Уотермана оказался технически успешным. Это был первый летательный аппарат с чертами автомобиля, который смог успешно летать. Но, несмотря на это, Arrowbile так и остался в категории экспериментальных аппаратов. Уотерман не смог получить достаточно число заказов, построил всего 5 экземпляров Arrowbile и закрыл проект.
В том же 1937 году представляет свой аэрокар Джозеф Гвинн. Аппарат получился неплохим по техническим характеристикам и позиционировался как очень лёгкий в использовании персональный автомобиле-биплан. Но после аварии одного из двух экземпляров аэрокара Гвинна в 1938 году, в которой погиб известный лётчик-рекордсмен Фрэнк Хоукс, все дальнейшие работы и полёты были остановлены.
Следующий герой нашей статьи весьма загадочен. Дело в том, что информации о нём практически нет. Есть одна единственная фотография в полёте и короткая заметка в местной газете небольшого города Андалусия (Алабама). Предположительно, Джесс Диксон создал этот аппарат в 1940 году, он достаточно успешно летал, но после Второй мировой войны следы его теряются. Летающий автомобиль Диксона будет правильнее называть "ездящим вертолётом", но это уже детали.
Вторая мировая война затормозила развитие проектов аэрокаров. Лишь к 1946 году компания Convair смогла представить своё видение аэрокара - ConvAirCar. Как это мы уже видели ранее, инженеры применили простую концепцию - есть автомобиль, к которому крепятся крылья. Было создано две версии ConvAirCar 116 и ConvAirCar 118 - с улучшенным базовым автомобилем. Проект постигла судьба аэрокара Гвинна - испытательный полёт, авария, погибший пилот, закрытие проекта.
Конструкция Aerocar инженера Мултона Тейлора была аналогична ConvAirCar. Всего было построено 6 таких машин, но они не нашли своего покупателя, хотя и обладали неплохими характеристиками. Тейлор вынужден был прекратить дальнейшие разработки.
В 1971 году калифорнийские инженеры из компании Advanced Vehicle Engineers решили спроектировать свой летающий автомобиль на базе серийных машин. Сказано - сделано. Ford Pinto + крылья от Cessna Skymaster = AVE Mizar. И опять - авария поставила крест на этом перспективном проекте. В 1973 году в одном из испытательных полётов у Mizar отвалилось крыло и машина разбилась.
Особняком стоит прототип Wagner FJ-V3 Aerocar авторства немецкого компании Wagner. Конструкторы решили скрестить вертолёт соосной схемы и автомобиль. Несмотря на успешные лётные испытания и футуристический внешний вид, аппарат так и остался в единственном экземпляре.
Ну а как обстоят дела сейчас? Неужели такая интересная концепция пребывает в забвении? Нет, конечно же! Из самых свежих проектов хочется выделить два. Это проект 2006 года китайской корпорации Terrafugia - Transition, который представляет собой автомобиль-трансформер. Серийный выпуск Terrafugia Transition должен был начаться в 2011 году, но на настоящее время ещё не завершены все испытания. И совершенно новый проект 2017 года от американской фирмы Samson Motors, главный акцент в котором сделан на скорость - летающий автомобиль Samson Motors позиционируется как спортивный. Пока существует в виде макета в натуральную величину.
Это далеко не полный обзор всех проектов летающих автомобилей, которые инженеры выдали на-гора за более чем 100 лет современной истории авиации. Существовали специальные разработки для военных, летающие автомобили вертикального взлёта и даже проект с использованием реактивных двигателей. Но о них мы поговорим как-нибудь в другой раз.
Спасибо за внимание!
Понравилась статья? Любите авиацию? Тогда подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫