Модель Volvo Amazon, чей стиль неподвластен времени, вышла в свет 60 лет назад. Получившая название в честь воительниц греческой мифологии Volvo Amazon до сих пор удерживает статус иконы классического стиля Volvo.
Премьера новой четырехдверной модели Volvo пришлась на первые выходные дни сентября 1956 года. Презентация состоялась в шведском городе Эребру – публике был представлен элегантный автомобиль, который заметно отличался от бытовавшего в те годы стереотипа восприятия моделей Volvo.
Прекрасные формы кузова завораживали, в автомобиле были реализованы элементы итальянского, британского и американского дизайна. Ответственным за разработку дизайна был 26-летний Ян Уилсгард (Jan Wilsgaard), который впоследствии еще многие годы занимал должность главного дизайнера Volvo: он разрабатывал серии 140, 240 и 700, а также участвовал в создании Volvo 800-й серии. Ян Уилсгард скончался недавно в возрасте 86 лет.
Новый автомобиль стал второй послевоенной моделью компании. Он следовал за PV444 и был назван в честь мифологических греческих амазонок. Изначально название звучало как «Amason» с буквой «s». Однако уже после начала производства в 1957 году название изменили на более привычное «Amazon». К сожалению, в это же время немецкий производитель мопедов и мотоциклов Kreidler запустил в серию мопеды под названием «Amazone», поэтому на многих ключевых для Volvo рынках продавать автомобиль с таким названием было невозможно.
Было достигнуто соглашение, что автомобиль Volvo под названием Amazon будет поставляться в странах Северной Европы. Во всех других странах мира стандартная версия поставлялась как модель 121, а спортивная модификация – как Volvo 122. Универсал со стандартным двигателем получил обозначение 221, а для универсалов со спортивным двигателем применялось обозначение 222. Однако сегодня эта модель во всем мире известна под названием Amazon.
В первые годы все версии Amazon были невероятно элегантными: в период с 1957 по 1959 год все автомобили имели двухцветную окраску кузова. Черный, темно-синий или рубиновый кузов удачно сочетался со светло-серой крышей, а светло-серый кузов поставлялся с черной крышей. С 1959 года покупатели уже могли заказать Amazon в одноцветной окраске, а в 1961 году было решено завершить поставки автомобилей в двухцветной гамме.
В 1958 году был разработан Amazon Sport для тех клиентов, которые были заинтересованы в более мощном автомобиле. Благодаря сдвоенному карбюратору и более выверенному распределительному валу двигатель выдавал 85 л.с. мощности.
В 1959 году Volvo запатентовал трехточечный ремень безопасности. И модель Amazon стала первым в мире автомобилем, который в стандартном оснащении обладал этим новшеством в сфере безопасности. Ни одна другая система безопасности не была настолько важна для защиты жизней людей. Считается, что за более чем 57-летнюю историю применения трехточечные ремни безопасности спасли не менее миллиона человеческих жизней.
В феврале 1962 года вышел универсал Amazon. Различия между этой версией Amazon и фургоном Duett были более чем значительными. Универсал Amazon представлял собой элегантный автомобиль с задней дверью в американском стиле, состоящей из двух частей, которые были разделены по горизонтали.
Версия 123 GT стала самой спортивной из всех модификаций Amazon. Двигатель для этой версии позаимствовали у спортивной модели 1800S, адаптировав его под новый автомобиль. Модель 123 GT вышла на рынок в 1967 году. Мотор развивал 115 л. с., а трансмиссия включала повышающую передачу. Внешние зеркала крепились к передним крыльям, дополнительные фары устанавливались в базовом оснащении, а над панелью приборов возвышался тахометр.
Дальнейшая разработка Amazon продолжалась и в 1966 году, несмотря на то, что компания уже представила серию Volvo 140. Amazon и модели 140-ой серии 1969 модельного года получили новый двигатель B20. За счет увеличения рабочего объема мотор обеспечивал более высокие параметры крутящего момента и мощности.
С 1956 по 1970 год был произведен 667 791 автомобиль модели Amazon, и на тот период времени Amazon стал самой массовой моделью Volvo. Более того, именно эта модель позволила Volvo переключиться с местного рынка на экспорт: 60% всех экземпляров Amazon были проданы за пределами Швеции.
Amazon также стал первым Volvo, производство которого было налажено за пределами родной страны. В 1963 году был запущен завод Volvo в канадском городе Галифакс. Здесь производились автомобили для Северной Америки.
Позднее сборочный завод был открыт в городе Дурбан в Южной Африке. Однако наиболее значимые инвестиции Volvo вложила в предприятие, расположенное в бельгийском городе Гент. Швеция не входила в Европейское экономическое сообщество, поэтому для компании было важно попасть в Европейский таможенный союз. Завод открылся в 1965 году и изначально производил 14 000 автомобилей в год.
Последний Amazon был произведен на заводе в городе Торсланда 3 июля 1970 года. Автомобиль темно-синего цвета сразу с конвейера направился в коллекцию Volvo, на базе которой впоследствии был создан Музей Volvo.
Десять занимательных фактов по Volvo Amazon:
- Около 8% проданных в Швеции экземпляров Amazon - а это приблизительно 297 000 автомобилей - еще на ходу! Наиболее часто встречается модель 1966 года – сегодня в стране зарегистрировано 4 804 таких автомобиля. Всего на сегодняшний день в Швеции зарегистрировано 24 282 Volvo Amazon.
- Карл-Магнус Ског (Carl-Magnus Skogh), штатный водитель Volvo, выиграл в 1965 году Ралли Акрополис в Греции за рулем 122S.
- Volvo сотрудничала с полицией Швеции. Совместными усилиями было разработано оборудование, которое позже использовалось в серийных автомобилях. Полицейские машины оснащались дисковыми тормозами, системой помощи при торможении и шинами с радиальным кордом до того, как эти компоненты и системы стали применяться в серийных автомобилях. Модели Amazon для полиции оборудовались вентиляторами заднего стекла, а возле рулевого колеса устанавливалась кнопка, при помощи которой водитель мог задать высокую скорость для работы стеклоочистителя.
- Колин Пауэлл (Colin Powell), бывший государственный секретарь США и председатель Объединенного комитета начальников штабов США, является большим почитателем автомобилей. В его коллекции несколько классических Volvo, включая универсал Amazon 1966 года. Когда в 1993 году он оставил пост председателя Объединенного комитета начальников штабов США, президент Билл Клинтон (Bill Clinton) и вице-президент Альберт Гор (Al Gore) подарили ему Amazon, который, правда, нуждался в значительной реставрации.
- В каталоге женевского автосалона 1963 года был представлен Volvo 122S Cabriolet. Разработчиком этого кабриолета был бельгийский дизайнер автомобилей Жак Куне (Jacques Coune). Это был изящный кабриолет: безрамные боковые стекла, дверные проемы с закругленной частью сзади и устремленные под углом вперед задние фонари. Изучая каталог, можно было предположить, что речь шла о серийной модели, однако в Volvo не поддержали эту инициативу, и было построено всего четыре таких автомобиля.
- Специалист по рекламе Амиль Гаргано (Amil Gargano) из Нью-Йорка приступил к работе с Volvo в 1962 году. Он решил, что автомобили Volvo способны выдержать практически все, и это стало уникальным рекламным качеством в продвижении моделей Volvo. В рекламном сюжете был показан Amazon, который без труда едет по неасфальтированным дорогам. Рекламный ролик заканчивался словами, которые едва ли можно встретить в современной рекламе: «Управляйте этим автомобилем так, будто вы ненавидите его. Это дешевле, чем поход к психотерапевту».
- Компания планировала установить в Amazon двигатель V8 – доработанную версию мотора для грузового автомобиля. Были созданы пять прототипов, но в итоге руководство Volvo пришло к выводу, что двигатель V8 не подходит для Amazon. Этот автомобиль не комплектовался даже шестицилиндровым двигателем, поэтому рывок от четырех цилиндров сразу к восьми посчитали чрезмерным.
- Модели Amazon, производимые на заводе Volvo в Галифаксе (Канада), поставлялись на рынок под названием Volvo Canadian.
- В 1958 году модельный ряд Volvo расширился благодаря выходу Amazon, и компания смогла восстановить статус самого популярного автомобильного бренда Швеции. С тех пор Volvo каждый год подтверждает этот статус.
- В фильме «Вся президентская рать» об Уотергейтском скандале, закончившимся отставкой президента Ричарда Никсона, репортер Боб Вудворд (Bob Woodward), которого сыграл Роберт Редфорд (Robert Redford), ездил на белом Amazon.