В автоспорте нет наград за лучшие модификации, за самый долгий сеанс в аэродинамической трубе или за лучший банкет в боксах. Имеет значение только победа. Если не победил – значит, продул. Но если ты провалил старт сезона, в большинстве видов автогонок у тебя будет шанс наверстать. У 208 T16 такого шанса не было.
В первой половине 2013-го Peugeot не слишком везло. Закрытие завода в Оне, сокращение 8000 мест, окончание престижной программы марафонских гонок. Ни одной хорошей вести, которой можно было поделиться с пиарщиками. Но, слава Богу, у человека по имени Бруно был план.
"Нам нужно было показать, что мы все еще в теме. Нужен был дешевый, быстрый по исполнению проект, максимально привлекательный для СМИ, – объясняет босс Peugeot Sport Бруно Фамен. – В конце 2012 года Максим Пика стал новым управляющим бренда, и я сказал ему, что было бы неплохо поучаствовать в Пайкс-Пик".
PEUGEOT T16
Покоритель Пайкс-Пик
Лучший болид класса Unlimited и самый быстрый автомобиль для хилл-клаймба в истории. В июне 2013-го побил рекорд Пайкс-Пик, проехав на полторы минуты быстрее. 875 л.с. Бойтесь его!
КРИС МИК
Английский раллист
Победитель IRC 2009, пилот WRC у Mini и Citroen. Раллийный эксперт Top Gear по Bentley Continental GT. Один из самых быстрых британцев
Ах да. Пайкс-Пик. Для непосвященных, это ежегодный хилл-клаймб (подъем на холм), проходящий на серпантине в Колорадо. Peugeot уже участвовал в этой гонке: на крылатом Peugeot 405 T16 GR Ари Ватанен и Робби Анзер побеждали в Пайкс-Пик два года кряду, в 1988-м и 1989-м. Подвиг запечатлен в короткометражке "Танец восхождения", где Ватанен резал шпильки, уворачивался от скал, беспечно закрываясь рукой от солнца, когда его несло боком.
Фамен решил устроить реванш. Он пошел к Жилю Видалю, главному дизайнеру Peugeot, а тот дал задание команде нарисовать 208 в образе болида для этой весьма специфической гонки. Работу показали мсье Пика, и тот дал добро. Была только одна небольшая загвоздка: до гонки оставалось несколько месяцев и нужно было подготовить совершенно уникальный автомобиль.
ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА ДВЕНАДЦАТЬ ЧЕЛОВЕК СКОНСТРУИРОВАЛИ И ПОСТРОИЛИ МАШИНУ ДЛЯ КЛАССА UNLIMITED – 208 Т16
Итак, за четыре месяца двенадцать человек сконструировали и построили машину для класса Unlimited в Пайкс-Пик – 208 Т16. 875-сильный, 875-килограммовый суперспециализированный снаряд для хилл-клаймба. Супермини, начиненный гоночными фичами: турбированным 3,2-литровым V6, рулевым, тормозами, подвеской и двухметровым крылом от Peugeot 908 Le Mans. Один из самых вдохновенных экземпляров внутрибрендового пиратства за всю историю. Но это было еще не все. Peugeot отчаянно нуждался в паблисити. Они договорились с Red Bull: французы поставят машину, а производитель энергетиков – свой пиар-взвод. Но с одним условием. У Red Bull был свой пилот на эту машину. Себастьян Лёб, девятикратный чемпион WRC. Конечно, Peugeot не раздумывал ни секунды.
"Победа в Пайкс-Пик нашумела больше, чем лемановский триумф 2009-го, – улыбается Бруно. – Выбрав такую машину, гонку и пилота, мы разбудили интерес к Пайкс-Пик даже у тех, кто ничего не знал об автоспорте". У проекта был крошечный бюджет, меньше, чем у частной раллийной команды, но отдача получилась огромной. Дело было сделано.
Но не для Top Gear.
Единственный способ узнать, каков T16 на самом деле, – это поездить на нем. Вот почему он стоит в пустом боксе на трассе в Ла-Ферте-Гоше, на окраине Парижа, окруженный небольшой командой. На целый день автомобиль наш и только наш. Дальше его законсервируют и отправят в музей. Но нам нужен пилот.
Не каждый сможет разогнать такую четырехколесную бомбу до предела. К счастью, одного такого человека мы знаем. Это наш любимый раллист Крис Мик. В бокс он входит уже в комбинезоне и ботинках, быстро оглядывает машину. Обходит кругом, покачивая головой, щупая резину, разглядывая обвес и детали. "Ничего себе, – говорит он с североирландским акцентом. – С разбега такую машину понять невозможно, придется положиться на инстинкты".
Ровно в 9:30 утра в холодных стенах из шлакобетона реверберирует оглушительный рев двигателя, бойца в классе Анлимитед. Пилот Грегори Гильвер осторожно выводит автомобиль из бокса. Конфигурация для тестов на Мон-Ванту слегка отличается от настройки для Пайкс-Пик – высота гораздо меньше. Турбина в другой настройке, и нет хитрой системы дожигания. Дорога мокрая, поэтому стоят полуслики. В Америке они не нужны. Но даже на мокрой дороге шины быстро разогреваются на "змейке". Грегори активирует боевой режим. Энергичные, неукротимые обороты, мгновенные переключения, сама скорость, с которой "пыж" попадает из одного конца трека в другой, требуют калибровки чувств. У Криса загораются глаза. Скоро его очередь.
Схватившись за уникальный трубчатый каркас, Крис, как обезьяна, перемахивает на сиденье. Он не нервничает – ему скорее любопытно. Тянет карбоновый зубец на себя, щелчком, как у строительного пистолета, включается первая. Несколько перегазовок – и он направляется по скользкому пит-лейну, опасливо, как нам кажется.
Многие из нас ползли бы первый круг, окаменев от страха разбить бесценный, уникальный автомобиль. Но не Крис. Он проверяет, как работают органы управления, и мчит к первой связке. Показавшись снова, он шпарит, демонстрируя работу аэродинамики: огромный диффузор под днищем буквально высасывает воду с асфальта и выбрасывает ее фонтаном позади. В одном из длинных поворотов плоской трассы Крис нацеливается на выход, ударяет по газам, и 875 сил вступают так эффективно, что автомобиль появляется в следующем повороте мгновенно, как будто картинка зависла, а потом снова ожила.
Вернувшись в боксы, Крис заикается от переполняющих эмоций: "А... и… о... Это о...енно быстро!" Он качает головой, не веря. "Башню рвет, совершенно. Это супертачка! Мощность идеально плавная, самая плавная, какую я только ощущал. Тебя вжимает в сиденье, и чтобы видеть дорогу, нужно таращиться изо всех сил. Нет, такое мне совсем не знакомо".
Говоря с создателем машины, Крис в шоке выворачивает все свои ощущения: "Даже когда ты едешь, не можешь осознать скорость. Все внимание уходит на то, чтобы все предвидеть и переключать передачи. Я и близко не подошел к пределу, даже на прямой".
Взглянув на телеметрию, Крис прыгает за руль прокатиться еще раз. Трасса подсохла, и он разгоняется смелее. В быстрой шикане автомобиль мгновенно меняет направление, не дергается, даже когда суппорты охватывают карбон-керамические диски. Легкий свист турбины переходит в бормотанье, когда педаль полувыжата, а в медленных поворотах яростно палят боковые выхлопные трубы. На главной прямой автомобиль катапультируется из поворота, а потом, не жуя проглотив несколько передач, упирается в ограничитель на шестой – 243 км/ч.
Когда Крис снимает шлем, пот льет с него рекой. "Я ездил на раллийных болидах Group B, и можно сказать, это современный Group B, – признается он, промокая лицо балаклавой. – Но получить священный Грааль – соотношение мощность/масса один к одному в автомобиле с такими характеристиками – это нечто.
МНОГИЕ ИЗ НАС ПОЛЗЛИ БЫ ПЕРВЫЙ КРУГ, ОКАМЕНЕВ ОТ БОЯЗНИ РАЗБИТЬ ЭТОТ БЕСЦЕННЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ, ЛЕГЕНДАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
WRC тут кажется игрушкой, это другой уровень. Я попытался налечь посильнее на тормоза и остановился в 60 метрах до поворота". Ну а предел-то виден? "Нет еще. Трудно выяснить, как он ведет себя в повороте. Нужно напрягать каждый мускул, чтобы не позволять себе заходить слишком далеко".
После перерыва на ланч трек высох. Пора ставить слики. Теперь все серьезно. Используем поребрик, тормозим поздно, ирландец проходит сложную трассу еще быстрее. "Я просто сел и попытался проехать так быстро, как могу, – объяснил он нам потом. – Сначала казалось, что вот он, край. Но чем больше я расслаблялся, тем быстрее разгонялся. Я понял, что это не дикий мустанг, пытающийся тебя сбросить. Он становится тем приятнее, чем быстрее разгоняешься". Круг за кругом Крис проходит все быстрее и быстрее, и вот садится еще раз.
Каково же ехать на этой машине в гонке, вверх по крутому серпантину с пропастями и камнями вместо обочин? "Я знал, что это было поразительным достижением: ехать на столь быстрой машине в столь тесном месте, где нельзя ошибиться. Но только когда сядешь за руль и ощутишь потенциал, только тогда осознаешь, насколько велико это достижение".
ЕГО СПОСОБНОСТИ БЕСКОНЕЧНО ВЗРЫВАЮТ МОЗГ. ОГРАНИЧИВАЮТ НЕ ВОЗМОЖНОСТИ МАШИНЫ, А ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Да, этот автомобиль смело может отправляться в крестовый поход – уничтожать легендарные рекорды на трассах по всему миру. Мы тут посчитали и полагаем, что Т16 может побить рекорд острова Мэн еще с большим отрывом, чем рекорд Пайкс-Пик. Наверное, он даже быстрее мотоциклов.
Одно "но": говорят, нашему "Снаряду года" одна дорога – в музей...