Двадцатый век стал веком технического прогресса и расцвета автомобильной индустрии. Появилось множество мелких и крупных производителей, изготавливающих свою продукцию серийно или мелкими партиями. Некоторые объединялись под крылом крупного концерна, некоторые остались в скромном уголке мелкосерийных сборок. Но ни тем, ни другим не всегда удавалось оставаться на плаву, особенно в череде экономических кризисов конца 20-го, начала 21-го веков.
В нашей стране большинство автопроизводителей канули в лету по причине развала СССР и отсутствия ведения деятельности в условиях рыночной конкуренции с устарелой материально-технической базой и слабым финансированием. Но начну я сегодняшний обзор с одной интересной автомобильной марки, которая была создана во времена Российской империи и мало кому известна в нашей стране и мире.
Руссо-Балт — первый русский автомобиль
В 1908 году на базе Русско-Балтийского вагоностроительного завода в Риге, организовалось подразделение по производству автомобилей различного назначения. Мощности были выкуплены у бывшего производителя паровых автомобилей Фрезе-Яковлева и переналажены под выпуск двигателей внутреннего сгорания. Костяком конструкторского отдела стали француз Ж. Поттер и два русских инженера И. Фрязиновский и Д. Бондарев. Первый автомобиль был выпущен спустя год после основания подразделения, и прототипом для его создания послужил бельгийский Fondu. За 9 лет существования марки было выпущено 6 моделей с множеством различных модификаций, каждая из которых была лучше предыдущей. Руссо-Балт Модель С24 тала самой удачным проектом завода, объем выпуска которой составлял 55% от общего числа автомобилей.
Особенности первого российского автомобиля
Автомобили Руссо-Балт были гораздо прогрессивнее своих конкурентов из Европы или Америки. Это прежде всего касалось конструкции рамы и двигателя. Простой и надежный кузов плюс цилиндр, картер и трансмиссия отлитые из алюминия, стали залогом успеха новой марки. Цилиндры отливались вместе с блоками и такое техническое решение было только у моделей С-24 и К-12. Колеса и другие вращающиеся детали были посажены на шариковые подшипники. Автомобиль выпускался массово и большинство деталей было взаимозаменяемо, что делало машину проще и надежнее в обслуживании.