Часто, особенно у детей мы встречаем искреннее непонимание по поводу того, зачем нужно знать какие-то факты, иметь какие-то навыки.
У некоторых взрослых остаётся впечатление, что их учили не тому, что им действительно нужно.
Так для чего вообще мне это знать?!
Это обезоруживающий вопрос. На него сложно внятно и кратко ответить. А я попробую.
Знания дают нам возможность видеть варианты будущего. Если знание не даёт видение будущего, значит это не знание.
Мы совершаем в день сотни предсказаний и даже это не рефлексируем. Например, зная где лежит вещь, мы уверенно прогнозируем, что там её и найдем. Мы не хватаемся за горячую сковородку, потому что прогнозируем, что обожжемся. И таких примеров каждый приведет множество.
Эта возможность даже может доставлять нам удовольствие. Поэтому рубрики "интересные факты" так популярны.
Таким образом все знания должны окупаться. Их надо приспосабливать к видению будущего. Кстати в обратную сторону это тоже работает. В прошлое можно смотреть не хуже. Если с утра на улице мокро и кругом лужи, значит ночью наверняка шел дождь (как пример).
Весь комплекс знаний, полученный человеком, строит его картину мира. Она подобна бесконечному паззлу, где всё связано со всем. Человек имеющий картину мира может делать гораздо более глубокие прогнозы и его гораздо тяжелее одурачить.
И каждое знание это кусочек головоломки. Бывает так, что очередной кусочек не стыкуется с вашей картиной мира, а значит не даёт вам никакой возможности делать прогнозы. Тогда он отбрасывается. Причем он может быть как полезным, так и бесполезным в перспективе. Но для вас это не важно.
Приведу пример:
"Если столкнуть книжку со стола, то она упадёт вниз" Вполне хорошо ложится в картину мира. Мы уже роняли со стола некоторые предметы и они падали. Да и книжку тоже со стола роняли, и она не взлетала. Так что это утверждение не противоречит другим знаниям и хорошо ложится в картину мира.
"В радужном мире живёт перламутровая рыбка Стейси" Что это за радужный мир? Что за рыбка? Почему её зовут Стейси? К чему это вообще? Этот факт для нас знанием не является и в картину мира не ложится.
"Атомная система устойчива только в стационарных состояниях, которые соответствуют дискретной последовательности значений энергии атома. Каждое изменение этой энергии связано с полным переходом атома из одного стационарного состояния в другое." А здесь возникают вопросы. Для большей части людей этот факт сродни утверждению про радужный мир и рыбку Стейси. Но если вы физик, то легко узнаете постулат Нильса Бора. На его основе было сделано много важных выводов.
Итак: "Для чего мне это знать?"
Чтобы построить свою картину мира и получить дар видеть прошлое и будущее во множестве вариантов, а также оценивать степень правдоподобности новых фактов, чтобы не быть обманутым.
Однако, на этом пути придётся научиться отделять важное от неважного. Но об этом потом.