Несмотря на падение железного занавеса в начале 90-х, в 2000-е годы иномарка по-прежнему считалась признаком успеха и была далеко не у каждого. Поэтому, когда в начале XXI века в России начали запускать новые автозаводы иностранных производителей это воспринималось в диковину и было чем-то необычным. Как же так, иномарка российской сборки?! Непонятно, гордиться или смеяться...
Сегодня в России десятки автозаводов, выпускающих легковые автомобили иностранных брендов: Калининград, Санкт-Петербург, Тольятти, Республика Татарстан, Калуга, Нижний Новгород... В этих регионах и городах сосредоточено производство иностранных брендов автомобилей, а порой даже нескольких. Но разумеется так было не всегда.
15 лет заводу Форд во Всеволожске
Первопроходцем, осмелившимся на запуск производства полного цикла с окраской и сваркой стал Ford, построивший завод под Санкт-Петербургом во Всеволожске. И этим летом завод празднует 15-летний юбилей. За это время на его мощностях выпущено более 700 тысяч Фокусов и Мондео разных модификаций и поколений. Это важное уточнение, поскольку завод марки под Питером — единственная площадка в Европе, где под одной крышей делали седаны, хэтчбеки и универсалы Форд Фокус.
Общий объем инвестиций в автомобильное предприятие во Всеволожске составил уже свыше 400 млн. долларов. С момента основания завода его производственная мощность выросла более чем в 5 раз и в настоящее время составляет 162 000 автомобилей в год.
10-лет локальному производству Volkswagen Group Rus в Калуге
На пять лет позже стартовала производственная площадка концерна Фольксваген в Калуге. Особенность этого завода в том, что наряду с автомобилями Volkswagen на этой производственной площадке выпускались модели Skoda, а в отдельные годы — Audi. Производство в Калуге практически с самого начала тоже носило статус полного цикла. С 2009 года на заводе штамповали, сваривали и красили кузова, вели финальную сборку.
На сегодня общий объем инвестиций в бизнес компании в России достиг 1.75 млрд. евро. С момента запуска калужского завода там выпущено более 1 100 000 автомобилей, большая часть из которых — Polo седан.
Запуск иностранных автомобильных заводов в начале 2000-х определенно изменил уровень автомобильной промышленности страны и машиностроения в целом. В России выросли не только автосборочные предприятия, но и производители автомобильных комплектующих с мировыми именами.