Найти тему
Эпоха

Как создавалась легендарная машина «Победа» и почему она не понравилась Сталину

«Победа» - первый отечественный легковой автомобиль уникального - понтонного ( то есть полностью обтекаемого) типа кузова- в нем не было выступающих элементов: фар, подножек, крыльев и т.п., что являлось прорывов в машиностроении того времени. История этого удивительного авто началась во время Великой отечественной войны, после победы под Сталинградом, на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова.

Прототип «Победы»


При начале производства проектировка и сбор кузова было самой серьезной проблемой. Ни в одном из вузов СССР не обучали этому ремеслу - до начала войны всю оснастку для автомобилей заказывали у американцев, теперь нужно было справляться самостоятельно. Руководил созданием лично главный конструктор завода Андрей Александрович Липгарт. Были взяты за основу эскизы художника Вениамина Самойлова. В 1941 году на Горьковский завод попал трофейный образчик немецкого автомобиля Opel Kapitan 1938 года выпуска. Изучив его, Самойлов создал кузов обтекаемой формы без выпирающих крыльев и утопленным внутрь фарами. Это позволило увеличить пассажирский салон, улучшить аэродинамическое характеристики автомобиля. Задние двери повесили на задние стойки, так же как у образцового Опеля. А вот двигатель разработали по типу американского танкового двигателя Додж Д5.

Условия производства и испытание


Автомобиль создавался в очень тяжелых военных условиях. Немцы то и дело бомбили Горьковский завод, поскольку были уверены, что там производят военную технику. В результате массированных бомбардировок был уничтожено множество рабочих корпусов, часть конвейерных линий, но работа над созданием «Победы» прекращалась ни на минуту.
Главный инженер-конструктор стал и первым испытателем 6 ноября 1944 года. Сталину же впервые показали эту героическую машину за 5 дней до парада Победы – 19 июня 1945 года. Но первый блин вышел комом. Она по началу не вызвала у вождя никаких эмоций. Он посчитал, что машина не особо подходит для простых граждан из-за ее дороговизне. Поэтому из 2-х варианта образцов: с 4 и с 6 цилиндрами в моторе, выбрали Вариант № 1, чтобы снизить себестоимость, да и из-за дефицита бензина он казался предпочтительным.

К тому же разработчики представили Сталину свое детище под названием «Родина». Эта идея вождю совсем не понравилась и он полушутливо-полустрого спросил: «А почем нынче у нас Родина?» Конструкторы, сориентировавшись, поняли свою ошибку и тут же предложили другую версию – «Победа».

Сталин одобрил этот вариант и разрешил запуск. Но выпустив партию машин, производство было…остановлено. Сказалось бракованное железо, который доставлялся для производства кузова, также он оказался слишком массивным – машина перегревалась при подъёме. Липгарту был объявлен выговор, пришлось в срочном порядке дорабатывать «Победу»

Еще дважды машина представлялась на суд Сталину и только в последний раз, тщательно осмотрев и посидев в салоне, вождь оценил её комфортность (в ней появились такие новшества как радио и отопление, электрические поворотники и стеклоочистители) и дал добро на массовое производство. Так свет увидел новую модель автомобиля «Победа».

«Победа» заграницей


Автомобиль был очень популярен в европейских странах, ведь «Победа» превосходила свои аналоги во много раз. Это была очень удобная, солидная машина, с суперпрочным кузовом и по недорогой для европейцев цене. Таким сочетанием качеств могли похвастаться единицы автомобилей.
В 1951 году этот автомобиль стали выпускать и в Польше, только под другим названием - «Варшава». Там она производилась аж до 1973 года, а в Советском Союзе эту легендарную и уникальную машину, увы, сняли с производства уже в 1958-м
Но до того как «Победу» перестали выпускать, свет увидели 235999 машин, в их числе такси и кабриолеты.

Эта машина – целая эпоха отечественного автомобилестроения. Ведь уровень мастерства наших заводов приблизился к общемировым стандартам, появилась школа советских конструкторов – разработчиков.


Успех «Победы» прост – она была совершенно новой моделью и опережала существующий технический уровень своего времени на несколько шагов вперед.

Понравилась статья? Не забудьте поставить ЛАЙК автору, он старался.

Также вы можете подписаться на ФАКТЫ ИСТОРИИ, чтобы не упустить выход новой статьи!