Мы видим, как на наших глазах растёт парк автомобилей и в городах, и в сёлах. Автомобилем уже никого не удивишь. Есть автомобиль у главы семьи, есть автомобиль у его жены, детей, внуков и даже у тёщи. Автомобили разных марок заполонили дворы, улицы, дороги. Автомобили разные, работающие на бензине, дизельном и газовом топливе. Города миллионники задыхаются от выброса вредных для здоровья людей и окружающей природы газов промышленных предприятий и выхлопных газов автомобилей. Люди стали задумываться, как избавиться от них или хотя бы уменьшить их количество.
И тут на смену традиционным двигателям внутреннего сгорания (ДВС) стали приходить автомобили, сердцем которых является электричество. Давным – давно - ещё в прошлом веке, ставился вопрос об использовании электрических двигателей вместо ДВС. Помнятся слова из песни «электричество пахать и сеять будет…». Конструкторы придумали электрокары, которые незаменимы в производственных цехах. По улицам больших и средних городов бегают "рогатые" троллейбусы, а в Крыму троллейбусные линии связали даже города.
Электротранспорт развивается. Всё больше компаний занимается их разработкой и производством. На рынке продаж электромобилей лидирует Китай. На его долю приходится 602 тысячи машин, что составляет половину мирового рынка продаж. Далее идут – Европа, США и Япония.
Достоинства электромобилей.
Достоинства электромобилей очевидны. Это, прежде всего,- экологичность (нет выбросов вредных веществ в атмосферу), высокий коэффициент полезного действия (до 95 %), простое устройство не требует столь тщательного ухода, как обычное авто: меньше регулировок, не потребляет много масла, проще система охлаждения, а топливная вообще отсутствует.
Недостатки электромобилей.
Недостатки электромобилей тоже очевидны. Главный недостаток — малая энергоёмкость аккумуляторных батарей, большой вес батарей ограниченный пробег без подзарядки. Сравним с бензиновым ДВС: бак с бензином малолитражки весит около 50 кг, обеспечивая запас хода более полутысячи километров, а батареи электромобиля весят больше 100 кг, обеспечивая при этом пробег до 100 км, причём при движении с небольшой скоростью. К недостаткам можно отнести неразвитую сеть зарядных станций и высокую цену электромобилей. Так, американская компания Тесла, которая планирует наладить выпуск электромобиля Tesla Model 3 для массового потребления, цена которого ориентировочно составляет 35 тыс. долларов.
А американо-китайская компания Faraday Future планирует приступить к серийному производству электрокроссовера FF 91, технические характеристики которого таковы: мощность – 1060 л. с.; запас хода – 609 км; разгон до 95 км/ч – 2,5 с; домашняя зарядка АКБ до 50% - за 4,5 часа от сети 240 V. Геометрические размеры этого электромобиля: длина 5,25 м, высота 1,60 м, ширина 2,28 м, а колесная база 3,20 м. Ориентировочная стоимость FF 91 составит от 160 до 200 тыс. долларов.
Как обстоят дела с электромобилями в России.
В России в настоящее время также начали заниматься разработкой электромобилей.
В 2007 году опытная эксплуатация электромобилей началась в Москве.
В 2012 году в серию запущен электромобиль EL Lada, которая получила практическое применение в городе-курорте Кисловодске Ставропольского края в качестве легкового такси. Этот проект стал первым в России по использованию электромобиля в пассажирских перевозках.
В Новосибирске успешно эксплуатируется совместная разработка компаний ООО «Сибирский троллейбус» и НПФ «АРС ТЕРМ» - троллейбус с длительным автономным ходом CТ 6217. В троллейбусе используются литий-ионные аккумуляторы «Лиотех». Дальность автономного хода от одной зарядки аккумулятора – 60 км.
Разработкой электрической «Газели» занимается Горьковский автомобильный завод, мощность её 86 лошадиных сил.
Разработан российский электробус Volgabus, который может перевести 90 пассажиров.
Электрический транспорт медленными, но уверенными шагами входит на российский рынок.
Премьер министр Дмитрий Медведев лично опробовал российский беспилотный электроавтобус, созданный в рамках программы Широкоадаптивной Транспортной Логистики. Электромобиль является совместной разработкой Научно исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) и автоконцерна “КАМАЗ”.
Развитие и продвижение электрического и в том числе беспилотного транспорта – одно из приоритетных направлений машиностроения России, но для их полноценного внедрения понадобятся серьёзные перемены в законодательстве страны, и проводить их надо как можно быстрее, считает он.
Что ждёт электромобиль в России в будущем.
При всей перспективности электромобилей реальное замещение традиционных автомобилей на авто с электрической тягой займет много лет, считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. Основные причины, по его мнению, - высокая цена электромобиля и его недоступность для массового сегмента автолюбителей. "Электромобиль сегодня - дорогая штука. У нас масса социальных дырок не закрыто, особенно на региональном, да и федеральном уровнях. На этом фоне давать преимущество в откровенном лакшери-сегменте абсолютно не очевидно, уже не с точки зрения транспорта, экологии, а с точки зрения социальной политики, вот об этом речь - это очень серьезный вопрос".
По оценкам Блинкина, сейчас 20-25% автомобилей в стране имеют очень низкий экологический класс (так называемый "евро минус"), но устранить их даже из больших городов невозможно, потому что обычно эти автомобили принадлежат пожилым или не очень состоятельным гражданам.
Такого же мнения придерживаются и производители традиционных автомобилей. Директор по корпоративным коммуникациям "BMW Group Россия" Василий Мельников пояснил, что продажи электромобилей в России носят штучный характер и позволить себе эксплуатацию такого автомобиля может далеко не каждый.
По словам представителя российского производителя грузовых автомобилей "КамАЗ", переход на электромобили в России возможен не менее чем через 50 лет, но развивать эти технологии необходимо уже сейчас, поскольку в мегаполисах с населением более миллиона человек 80% вредных выбросов производит транспорт.В пресс-службе компании "Renault Россия" отметили, что прежде чем переходить на электромобили, необходимо не только создать инфраструктуру, но и разработать законодательную базу, регулирующую особенности такого транспорта.
Многие в России против электромобилей, если, конечно, не будет серьезного технологического рывка, например, какая-то из компаний не сделает, наконец-то, ёмкий аккумулятор, который бы был при этом ещё и не дорогим, и обеспечивал при этом запас хода на 1 тыс. км, и заряжался бы за пять минут".
Однако, перспективы есть.
В 2015 году "Renault Россия" и компания "Россети" заключили соглашение о совместной работе в области создания зарядной инфраструктуры для электрического транспорта. В феврале 2017 года в рамках Сочинского инвестиционного форума было подписано трехстороннее соглашение с администрацией Краснодарского края о создании благоприятных условий для развития электротранспорта в регионе. В качестве пилотного проекта были определены "зеленые зоны" в пределах Сочи, Адлера и Олимпийского парка - доступные для въезда исключительно электромобилей.
Кроме того, в линейке электромобилей "Renault Россия" есть бюджетный электромобиль для российского рынка, стоимость которого оценивается от 800 тыс. руб. Такая машина имеет гораздо меньший запас хода, небольшие габариты и предназначен в основном для коммерческого использования, в городской среде использовать их проблематично.