ВАЗ-2101 стал дебютной моделью волжского автомобильного завода и послужил основой для всей классики жигулей. В два часа дня 18 апреля 1970 г. по главной сборочной линии завода начали свой путь первые 6 экземпляров ВАЗ-2101. Сборка была завершена ночью между 18 и 19 апреля. Тогда завод выпустил 4 вишневых и 2 темно-синих машины.
История автомобиля.
15 августа 1966 года СССР заключила с Fiat договор на проектирование и оснащение автомобильного завода. Также по этому контракту Фиат обязан был запустить производство трёх моделей - ВАЗ-2101 (седан), ВАЗ-2102 (универсал) и ВАЗ-2103 (седан, комплектации Люкс).
Модель 2101 построена на основе Fiat 124 выпускавшегося в Италии с 1966 года. Для адаптации машины к дорожным условиям Советского Союза, конструкторы проводили тесты Fiat 124 на Дмитровском полигоне. Найденные в ходе испытаний замечания инженеры отправляли коллегам в Fiat. К испытаниям инженеры подошли с масштабом. С июня 1966 по июль 1970 года испытания прошли 35 образцов автомобилей, которые проехали по дорогам полигона больше 2 млн. километров.
В партнёрстве с Fiat в конструкцию внесли больше 800 усовершенствований. Был спроектирован новый двигатель, у которого распределительный вал находился сверху. Поршневая система также подверглась изменениям - у поршней увеличили диаметр до 76 мм и уменьшили ход до 66 мм, что сделало двигатель более приёмистым. Задние дисковые тормоза были заменены на барабанные для увеличения ресурса, так как колодки на испытаниях приходили в негодность через 2-3 тыс. км пробега. Для более хорошей проходимости был увеличен клиренс с 164 до 175 мм. Также для увеличения надёжности усилили переднюю подвеску и полностью переработали заднюю, усилили сцепление и улучшили работу синхронизаторов КПП. Учитывая протяжённость дорог кресла сделали раскладывающимися для организации спальных мест.
Первой серийной машине присвоили номер кузова - 0000038 и номер двигателя - 0000034. Сейчас он находится в музейной экспозиции ОАО АвтоВаз. Модели ВАЗ-2101 дали наименование «Жигули» - так называются горы рядом с Тольятти, где и расположен завод. В народе машину прозвали как «единичка», но позднее в 80-ых её стали называть «копейка». Данная модель выпускалась с 1970 по 1982 год. За 12 лет с конвейера сошло более 2,7 млн. экземпляров.
В 2000 году журнал «За рулём» провёл опрос "Лучший отечественный автомобиль XX века". Согласно мнению читателей лучшим стал ВАЗ 2101.
Экстерьер
Дизайн кузова «копейки» седан был почти полностью позаимствован у Fiat 124. Во внешний дизайн ВАЗ-2101 были добавлены утопленные в двери хромированные ручки, на бамперах установили «клыки», на решётке радиатора установили шильдик с логотипом марки. Для удобства водителя на левом переднем крыле установили круглое зеркало заднего вида. Подфарники объединяли в себе габаритные огни и указатели поворотов.
Интерьер
Передняя панель является металлокаркасом покрытом декоративным материалом. На панели за рулём расположен блок приборов прямоугольной формы. Справа расположились радиоприёмник (или ниша для него), дефлекторы и рычаги управления отопителем и пепельница. Напротив правого сиденья в передней панели находится ящик для вещей - "бардачок". Пепельницы также встроены и в задние двери.
На рулевой колонке установлены рычаги включения поворотников, ближнего и дальнего света фар, а также рычаг включения "дворников". Кнопка омывателя стекла располагалась на полу. Карты дверей, сиденья отделывались хорошим кожзаменителем. Кресла оборудовались регулировочным механизмом с возможностью раскладываться в спальное место. Хорошая вентиляции салона, предотвращающая запотевание стёкол, эргономичные кресла и шумоизоляция обеспечивали высокий уровень комфорта.
Двигатель
Карбюраторный двигатель ВАЗ-2101 впоследствии стал основой для всех остальных моделей Жигулей. Имея расположение распределительного вала сверху и цепной привод механизма ГРМ, ресурс мотора составлял более 18 тыс. км. Рядный четырёх цилиндровый двигатель объёмом 1,2 литра выдавал 58,7 л.с. и 85,3 Нм крутящего момента. Степень сжатия составляла 8,5 единиц.
Разгон от 0 до 100 км/ч занимал 22 секунды. Потребление топлива на 100 км в городском режиме составляет 9,4 л., по трассе 6,9 л. Таким образом при объёме бензобака в 39 литров запас хода составлял до 565 км.
Трансмиссия
Крутящий момент передавался на задние колёса от механической четырех ступенчатой КПП через карданную передачу состоящую из двух валов. В КПП устанавливалось сухое однодисковое с центральной нажимной пружиной сцепление.
Ходовая часть
Подвеска передних колёс имеет независимую конструкцию основанную на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости, с пружинами и гидравлическими амортизаторами.
Задняя подвеска зависимая. Реализована как жесткая балка, привязанная к кузову поперечной и четырьмя продольными штангами, с пружинами и гидравлическими амортизаторами.
Клиренс ВАЗ-2101 составлял 170 мм, а радиус поворота 5,6 м.
На Жигули того времени устанавливались шины размерностью 155 SR13 на штампованны диски.
Тормозная система
Спереди устанавливались, как и на Fiat 124, дисковые тормоза. А вот задние тормоза были заменены на барабанные механизмы с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления. Имелся гидравлический, двухконтурный усилитель тормозов.
Экспорт
ВАЗу запрещалось конкурировать с Fiat 124. Но все же в 1974 году АвтоВАЗ начал экспортировать свою продукцию в Западную Европу, так как Fiat 124 был снят с производства. На экспорт машины поставлялись под маркой Lada. Было экспортировано более 57 тыс. автомобилей Lada в страны Социалистического содружества. Специально для Японии, Великобритании и Австралии была разработана модель с правым расположением руля.
Прочитал статью, поставь лайк (👍) - поддержи мотивацию автора к написанию новых интересных материалов.