Найти в Дзене
машина

Эволюция Нивы. ВАЗ-2121

Вы только представьте, скоро исполнится уже полвека с момента начала работ над созданием автомобиля ВАЗ-2121! Не парадокс ли, что при таком солидном возрасте «Нива» до сих пор сходит с конвейера с внешностью 1970-х годов! Безусловно, «Ниву» можно смело называть народным автомобилем. Так давайте вспомним историю появления и эволюционирования этого внедорожника!

История «народного внедорожника» начинается летом 1970 года, когда практически одновременно с выпуском первых автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули» было озвучено новое правительственное задание: «Разработать и освоить легковой автомобиль повышенной проходимости для тружеников села». В 1971 году на Волжском автозаводе были сформированы группы конструкторов кузова, трансмиссии и ходовой части, отвечающих за разработку нового внедорожного автомобиля. Ведущим конструктором проекта был назначен П.М. Прусов. Было решено делать внедорожник с несущим открытым кузовом, с брезентовым верхом и простейшими наружными панелями – наподобие ГАЗ-69 и ЗАЗ-969. Двигатель для нового автомобиля выбрали самый мощный: от ВАЗ-21031 с рабочим объемом 1,6 л. Раздаточную коробку пристыковали непосредственно к коробке передач «Жигулей», а привод сделали универсальным. Водитель мог включить передний или задний мост по отдельности, а мог – оба сразу. Колесную базу по сравнению с «Жигулями» уменьшили до 2,2 метров, а габаритная длина вышла равной всего 3,4 метрам. Экспериментальный цех изготовил два макетных образца автомобиля ВАЗ-Э2121 лишь спустя год – в апреле 1972 года. Одну машину окрасили в белый цвет, другую – в зеленый, и эти образцы получили прозвище «крокодил».

ВАЗ-Э2121
ВАЗ-Э2121
ВАЗ-Э2121
ВАЗ-Э2121

Четыре ходовых образца второй серии ВАЗ-2Э2121 построили в 1973 году по принципиально измененному проекту: кузов на них стал закрытым, 3-дверным, с объемной крышкой капота и спрятанной под нею «запаской». Ставший знаменитым бренд «Нива» впервые появился именно на этих машинах!

ВАЗ-2Э2121
ВАЗ-2Э2121

Кроме совершенно нового кузова, образцы второй серии отличались от машин первой серии трансмиссией и тормозами. Полный привод теперь сделали постоянным, с межосевым дифференциалом, распределяющим крутящий момент между осями поровну. Коробку передач от раздаточной коробки отсоединили, связав два агрегата промежуточным валом. Кстати, ВАЗ-2121 стал первым в СССР полноприводным автомобилем с дисковыми тормозами передних колес.

ВАЗ-2Э2121
ВАЗ-2Э2121

Автомобили третьей серии – ВАЗ-3Э2121 – уже обрели такие же очертания кузова, как и будущие серийные образцы. Непривычно на них смотрятся разве что тонкие стальные бамперы и задние фонари от ВАЗ-2103, дополненные отдельными огоньками заднего хода, и круглые передние подфарники с «поворотниками». Всего было построено три автомобиля третьей серии.

ВАЗ-3Э2121
ВАЗ-3Э2121
ВАЗ-3Э2121
ВАЗ-3Э2121

В 1974–1975 годах были построены и испытаны четвертая и пятая серии опытных образцов. Окончательный внешний вид с подфарниками и задними фонарями от «шестерки» и с оригинальными бамперами из алюминиевого профиля и резины сформировался на пятой серии. Складываемое для перевозки груза заднее сиденье выполнили в виде цельного дивана (у образцов первых трех серий сзади было по два раздельных сиденья).

ВАЗ-4Э2121
ВАЗ-4Э2121
ВАЗ-5Э2121
ВАЗ-5Э2121

Накануне XXV съезда КПСС 1976 года кто-то из руководителей предложил построить к его открытию первую промышленную партию автомобилей ВАЗ-2121. Только вот по знакомому сценарию цеха были не готовы, оборудование не смонтировано...

-10
-11

Автомобили пришлось изготавливать по обходным технологиям и отдельно доводить каждый экземпляр. На это бросили большие силы, и партия машин все же увидела свет в срок. В продажу те 50 первых «Нив», правда, не допустили: их распределили по организациям и эксплуатировали под надзором технических служб ВАЗа. Серийный выпуск удалось развернуть только после завершения всей технологической цепочки весной 1977 года.

Серийные образцы ВАЗ-2121
Серийные образцы ВАЗ-2121
-13
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал,СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!
Почта для связи: mmariyazen@yandex.ru, Мария Маркова
Lada
208,9 тыс интересуются