Подушка безопасности – это пассивная система безопасности, используемая в транспортных средствах. Она представляет собой специальную оболочку, которая заполняется каким-либо газом или воздухом.
В случае столкновения система безопасности способна удержать человека на месте, предотвращая дополнительные травмы от ударов при бесконтрольном перемещении по салону.
История создания
SRS или Airbag (так называют подушки безопасности) – штука простая, при этом существовала загвоздка – как заставить подушку надуться строго в нужный момент.
Решил задачку американский изобретатель Аллен Брид, который создал ключевой компонент для использования подушек безопасности в автомобилях - шариковый сенсор. Произошло столкновение – шарик по инерции переместился, замкнул электрические контакты, подушка «выстрелила». Готово.
Свое изобретение в 1967 году автор представил компании «Крайслер», и к началу 70-х машины производства Ford и General Motors также вовсю оснащались эйрбэгами.
Первые американские подушки работали так: при столкновении в специальном баллончике происходила химическая реакция, и нейлоновая, так сказать, наволочка мгновенно наполнялась газом. Подушка имела небольшие вентиляционные отверстия для медленного стравливания газа после удара о нее.
Поначалу подушки безопасности рекламировались как альтернатива ремням, которые тогда не очень-то любили. Но со временем нарастало количество случаев, когда гибель человека связывали именно со срабатыванием подушки. Это и сердечные приступы, и сильный удар от срабатывания, если тело не пристегнутого пассажира успевало податься вперед. Поэтому более поздние подушки раскрывались с меньшей энергией.
Европейские АБС
По нашу сторону океана внедренцем подушек безопасности стал Mercedes-Benz. Их седаны S-класса получили 3-компонентную бошевскую систему, состоящую из электронного блока управления, преобразователя напряжения и аккумуляторной батареи. Она занимала много места, но была более продвинутой. В ней при аварии сначала затягиваются ремни безопасности, а затем развертывается подушка. Таким образом, эйрбег позиционировался не как альтернатива ремням, а как способ дополнительной защиты пассажиров.
С момента начала серийного выпуска такой системы в 80-м году сменилось уже десять поколений подушек безопасности. И произведено более 111 миллионов электронных блоков управления к ним. Теперь, если масса человека невелика или он наклонен вперед, механизм активации подушек безопасности блокируется или запускается в несколько этапов, чтобы уменьшить вероятность травмы.
И все же это не отменяет требования пристегиваться ремнями. Это раз. Во-вторых, и это касается передних пассажиров, не нужно класть на панель, где расположена крышка подушки, металлические приборы – ключи, например. И уж тем более, это касается особенно девушек, не нужно складывать на панель ноги. Вы только представьте, где окажутся пятки при срабатывании подушки. Не смешно, между прочим. Курительная трубка в зубах и даже очки на переносице в таком случае тоже могут оказаться фатально опасными. А перевозить маленького ребенка в детском кресле с расположением лицом назад на переднем сиденье можно только при отключенной подушке безопасности.