Один из популярных отечественных автомобилей ВАЗ-2108 в обиходе называли «восьмеркой» за номер модели и «зубилом» за характерный профиль передней части. Но далеко не каждый знает, что «восьмерку» прозвали еще и «Порше для нищих» и вовсе не из-за банального внешнего сходства с автомобилями немецкого бренда.
В свое время специалисты Porsche занимались доводкой управляемости и устойчивости, а также давали важные рекомендации по разработкам двигателей, подвески и кузова для «восьмерки» и «девятки».
Одним из характерных примеров влияния Porsche на внешний вид отечественных автомобилей – появление своеобразного «горбика» на крыше, предназначенного для загрузки задней оси и улучшения управляемости на высоких скоростях. Вообще, если присмотреться, можно отыскать много схожих черт ВАЗ-2108 с автомобилями Porsche (особенно с моделью 924) – наружные ручки дверей, рычажки откидывания спинок и пр.
Изначальный договор с немецким автопроизводителем, заключенный в 1976 году, предусматривал работы по: бензиновым двигателям работающих на сверхбедных смесях; разработке «Нивы» с алюминиевыми панелями; рестайлингу ВАЗ-2103. Все это было сделано за два года.
Очевидно оставшись довольными сотрудничеством, ВАЗ, в январе 1980 года заключил еще один контракт с Porsche по проекту «Гамма» в который, как раз входила разработка ВАЗ-2108. Примечательно, что немцы должны были помогать только в разработке «восьмерки», но в итоге занимались всем семейством.
Еще до подписания контракта специалисты Porsche вели работу над новинкой советского автопрома. Они вносили различные предложения по устройству автомобиля, в частности именно немцы предложили сделать передний лонжерон входящим в пороги пола. Кстати, аналогичное решение уже было реализовано в Opel Kadett гольф-класса.
Работа шла уверенно, постепенно новинка обретала известный всем нам облик. Советские специалисты занимались основной разработкой, а немцы доводкой конструкций до необходимого уровня. Двигатель, радиатор, карбюратор, стойки передней подвески, конструкция задней балки, стеклоподъемники и многое другое – было результатом совместной работы группы международных конструкторов.
Уже в 1983 году были собраны первые опытные образцы «восьмерки», которые успешно прошли приемочные испытания. По итогам Porsche еще дали ряд рекомендаций по оптимизации конструкции камеры сгорания и улучшению системы питания с зажиганием.
Вот так тольяттинские конструкторы совместно с немецкими коллегами создали две легенды советского автопрома, которые не только дожили до наших дней, но все еще активно эксплуатируются.