Найти в Дзене
машина

Уникальная автомобильная коллекция, уничтоженная в СССР

Друзья, на канале машina вы нередко можете найти архивные фотоматериалы, которые никогда и нигде не публиковались прежде. Но фотографии, которые я покажу вам сейчас – уникальные в квадрате. На них запечатлена коллекция, о существовании которой вообще мало кому было известно. Фотографии эти были сделаны несколько десятков лет тому назад Алексеем Алексеевичем Латрыгиным, бессменным работником фотолаборатории военного НИИИ-21 в Бронницах. К моему сожалению, этого интереснейшего человека уже несколько лет нет с нами...

Уникальный бронированный Mercedes 540К "Aktion P" (W29). Говорят, что в 1942-1943 гг. таких сделали всего 12 штук! За опознание модификации спасибо Денису Яковлеву и Дмитрию Федорову
Уникальный бронированный Mercedes 540К "Aktion P" (W29). Говорят, что в 1942-1943 гг. таких сделали всего 12 штук! За опознание модификации спасибо Денису Яковлеву и Дмитрию Федорову

Коллекцию, о которой пойдет речь, по заданию Наркомата обороны СССР начал собирать подполковник Иван Александрович Бескурников – фанат автомобильной техники в лучшем смысле этого слова. В 1945 году в освобожденной от фашистов Европе он смог найти и привезти в Союз довольно много интересных образцов старой автомобильной техники. Самые ранние добытые им машины относились к рубежу XIX и XX века! В бронницком институте (который в те годы еще именовался испытательным полигоном) Бескурников занимался испытаниями новейших образцов военной автомобильной техники. Возможно, из «своей» коллекции он действительно сумел бы сделать со временем полноценный музей с соответствующим статусом, но не успел: зимой 1952 года, на 54-м году жизни, подполковник Бескурников умер. Во время командировки в Молдавию, связанной с испытаниями образцов новейшей амфибии ЗИС-485, у него случился приступ аппендицита. Вовремя доставить в госпиталь подполковника не смогли…

После смерти Бескурникова его дело некоторое время еще продолжалось: коллекция, хранившаяся на территории бронницкого полигона, пополнялась отечественной и зарубежной техникой, прошедшей испытания, ставились на хранение образцы старых советских и ленд-лизовских машин и вездеходов. Но поскольку большинство экспонатов круглогодично хранились на улице под открытым небом, их внешний вид постепенно приходил в упадок: облупливалась краска, ржавел металл, ветшали тенты… В один прекрасный день на коллекцию обратил внимание заезжий московский генерал и в крайне нелицеприятных выражениях приказал в кратчайшие сроки ликвидировать всю эту «свалку металлолома». Поскольку приказы – даже вредительские – в армии не обсуждаются, распоряжение было выполнено.

По счастью, хотя бы некоторые экспонаты из собрания Бескурникова все же были спасены – как это случилось с автомобилем NAG Klingenberg 1901 года, который попал в запасники Политехнического музея (но конкретно его впоследствии все равно умудрились «профукать», отправив в Германию). Другим машинам повезло меньше: их действительно утилизировали, в том числе те, что были выпущены в одном экземпляре. Итак, что же мы потеряли – смотрите на снимках Алексея Алексеевича Латрыгина.

Тот самый NAG Klingenberg 1901 года
Тот самый NAG Klingenberg 1901 года
Дорогущий авто дореволюционного периода: историк Станислав Кирилец подсказал, что это Mercedes 37/70 PS из автопарка кайзера Вильгельма II
Дорогущий авто дореволюционного периода: историк Станислав Кирилец подсказал, что это Mercedes 37/70 PS из автопарка кайзера Вильгельма II
Кабриолет Bugatti, вероятно Type 44 образца 1927-1930 гг. За определение модели спасибо Дмитрию Федорову
Кабриолет Bugatti, вероятно Type 44 образца 1927-1930 гг. За определение модели спасибо Дмитрию Федорову
Кто может подсказать, как правильно называется этот универсал с передком, похожим на Willys?
Кто может подсказать, как правильно называется этот универсал с передком, похожим на Willys?
Английский полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial с 6-местной кабиной и грузовой платформой для боеприпасов. Поставлялся по ленд-лизу, данный образец проходил испытания на полигоне
Английский полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial с 6-местной кабиной и грузовой платформой для боеприпасов. Поставлялся по ленд-лизу, данный образец проходил испытания на полигоне
Восточногерманский грузовик Phänomen Granit 1955 года постройки. Проходил испытания на полигоне с января по август 1956 года.
Восточногерманский грузовик Phänomen Granit 1955 года постройки. Проходил испытания на полигоне с января по август 1956 года.
Еще один Granit, тоже 1955 года постройки. С предыдущим образцом они почти одинаковы, за исключением двигателя: на одном стоял бензиновый (Granit 30K), на втором – дизельный (Granit 32)
Еще один Granit, тоже 1955 года постройки. С предыдущим образцом они почти одинаковы, за исключением двигателя: на одном стоял бензиновый (Granit 30K), на втором – дизельный (Granit 32)
Полноприводный Ford F-15 канадского производства, поступал по ленд-лизу в мизерных количествах. Судя по всему, это была передвижная электросварочная мастерская, кузов которой раскрывался на стоянках, превращаясь в большую палатку
Полноприводный Ford F-15 канадского производства, поступал по ленд-лизу в мизерных количествах. Судя по всему, это была передвижная электросварочная мастерская, кузов которой раскрывался на стоянках, превращаясь в большую палатку
Тяжелый американский полноприводный тягач Diamond серии «T». Поставлялся по ленд-лизу, проходил испытания на полигоне. Наш читатель Сергей Малышев подсказал, что слева от него стоит американский тягач Mack NO
Тяжелый американский полноприводный тягач Diamond серии «T». Поставлялся по ленд-лизу, проходил испытания на полигоне. Наш читатель Сергей Малышев подсказал, что слева от него стоит американский тягач Mack NO
Советский прототип ГАЗ-68, он же АТК-Л, образца 1948 года
Советский прототип ГАЗ-68, он же АТК-Л, образца 1948 года
Прототип ГАЗ-62 образца 1952 года. Слева сзади в кадре угадывается прототип ЗИС-128, посередине за "газиком" стоит Mack NO, справа - Diamond T
Прототип ГАЗ-62 образца 1952 года. Слева сзади в кадре угадывается прототип ЗИС-128, посередине за "газиком" стоит Mack NO, справа - Diamond T
Прототип ЗИС-Э134 № 2 постройки 1956 года. Сразу за ним виднеется ЗИС-Э134 № 1 постройки 1955 года
Прототип ЗИС-Э134 № 2 постройки 1956 года. Сразу за ним виднеется ЗИС-Э134 № 1 постройки 1955 года
Гусеничный плавающий вездеход ГПИ-23. Обращают на себя внимание опорные катки, в роли которых выступают колеса от "Москвича" модели 400 с пневматическими шинами. За опознание машины спасибо Сергею Ковалеву
Гусеничный плавающий вездеход ГПИ-23. Обращают на себя внимание опорные катки, в роли которых выступают колеса от "Москвича" модели 400 с пневматическими шинами. За опознание машины спасибо Сергею Ковалеву
Экспериментальный полугусеничный вездеход ЗИС-Э153 в последнем варианте 1951 года. Сразу после него стоит ЗИС-128, перед ним – ЭАТЭ-1
Экспериментальный полугусеничный вездеход ЗИС-Э153 в последнем варианте 1951 года. Сразу после него стоит ЗИС-128, перед ним – ЭАТЭ-1
Прототип ЗИЛ-136 с арочными шинами постройки 1956 года. Позади него виден опытный гусеничный вездеход ГИИ-22, слева – судя по всему, плавающий четырехосный вездеход ГАЗ-62П образца 1957 года
Прототип ЗИЛ-136 с арочными шинами постройки 1956 года. Позади него виден опытный гусеничный вездеход ГИИ-22, слева – судя по всему, плавающий четырехосный вездеход ГАЗ-62П образца 1957 года
Экспериментальный тяжелый артиллерийский тягач ЭАТЭ-1 с электрической трансмиссией. Построен в 1950-м, модернизирован в 1952-м. Позади него – полугусеничный ЗИС-153
Экспериментальный тяжелый артиллерийский тягач ЭАТЭ-1 с электрической трансмиссией. Построен в 1950-м, модернизирован в 1952-м. Позади него – полугусеничный ЗИС-153

В комментариях просьба воздержаться от остронегативных высказываний в адрес лица, отдавшего губительный приказ, – все и так ясно, а плодить новую порцию злобы ни к чему. Лучше вместо этого написать лишний раз «Спасибо» Латрыгину, что успел сфотографировать для нас хотя бы это.

Николай Марков специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!