Друзья, на канале машina вы нередко можете найти архивные фотоматериалы, которые никогда и нигде не публиковались прежде. Но фотографии, которые я покажу вам сейчас – уникальные в квадрате. На них запечатлена коллекция, о существовании которой вообще мало кому было известно. Фотографии эти были сделаны несколько десятков лет тому назад Алексеем Алексеевичем Латрыгиным, бессменным работником фотолаборатории военного НИИИ-21 в Бронницах. К моему сожалению, этого интереснейшего человека уже несколько лет нет с нами...
Коллекцию, о которой пойдет речь, по заданию Наркомата обороны СССР начал собирать подполковник Иван Александрович Бескурников – фанат автомобильной техники в лучшем смысле этого слова. В 1945 году в освобожденной от фашистов Европе он смог найти и привезти в Союз довольно много интересных образцов старой автомобильной техники. Самые ранние добытые им машины относились к рубежу XIX и XX века! В бронницком институте (который в те годы еще именовался испытательным полигоном) Бескурников занимался испытаниями новейших образцов военной автомобильной техники. Возможно, из «своей» коллекции он действительно сумел бы сделать со временем полноценный музей с соответствующим статусом, но не успел: зимой 1952 года, на 54-м году жизни, подполковник Бескурников умер. Во время командировки в Молдавию, связанной с испытаниями образцов новейшей амфибии ЗИС-485, у него случился приступ аппендицита. Вовремя доставить в госпиталь подполковника не смогли…
После смерти Бескурникова его дело некоторое время еще продолжалось: коллекция, хранившаяся на территории бронницкого полигона, пополнялась отечественной и зарубежной техникой, прошедшей испытания, ставились на хранение образцы старых советских и ленд-лизовских машин и вездеходов. Но поскольку большинство экспонатов круглогодично хранились на улице под открытым небом, их внешний вид постепенно приходил в упадок: облупливалась краска, ржавел металл, ветшали тенты… В один прекрасный день на коллекцию обратил внимание заезжий московский генерал и в крайне нелицеприятных выражениях приказал в кратчайшие сроки ликвидировать всю эту «свалку металлолома». Поскольку приказы – даже вредительские – в армии не обсуждаются, распоряжение было выполнено.
По счастью, хотя бы некоторые экспонаты из собрания Бескурникова все же были спасены – как это случилось с автомобилем NAG Klingenberg 1901 года, который попал в запасники Политехнического музея (но конкретно его впоследствии все равно умудрились «профукать», отправив в Германию). Другим машинам повезло меньше: их действительно утилизировали, в том числе те, что были выпущены в одном экземпляре. Итак, что же мы потеряли – смотрите на снимках Алексея Алексеевича Латрыгина.
В комментариях просьба воздержаться от остронегативных высказываний в адрес лица, отдавшего губительный приказ, – все и так ясно, а плодить новую порцию злобы ни к чему. Лучше вместо этого написать лишний раз «Спасибо» Латрыгину, что успел сфотографировать для нас хотя бы это.
Николай Марков специально для канала МАШINA
Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал, СТАВИТЬ ЛАЙК и ДЕЛИТЬСЯ материалом с друзьями!