Найти в Дзене
ActivityEdu

Как запоминать большие объемы информации в короткие сроки

Оглавление

Редкому школьнику после летних каникул хочется сесть за учебники. Практически с первых уроков им придется запоминать массу новой информации по разным предметам. Учебники, конспекты уроков, дополнительные сведения из множества других источников – все это нужно прочитать и выучить в молниеносном темпе. Тем более, что совсем скоро на головы ребят посыплются как из рога изобилия опросы и тесты, четвертные и годовые контрольные, ВПР по всем предметам (всероссийские проверочные работы), ОГЭ и ЕГЭ – сначала пробные, а затем настоящие. Как быстро запоминать большие объемы информации, рассказываем в нашей статье.

Создавайте правильную мотивацию

Если вы расскажете окружающим, какой нудный, неинтересный и никому не нужный материал вам предстоит выучить, будьте готовы к тому, что процесс запоминания окажется сложным. Мозг будет на уровне подсознания сопротивляться усвоению «неинтересной и не нужной» информации. Убедите себя в том, что выучить все это вам необходимо.  

Выделяйте главное

В большом объеме информации важно выделить самое главное – что называется, «ухватить суть». Именно эту суть и нужно запомнить. Это – скелет вашего будущего ответа на экзамене, вокруг которого вы будете выстраивать сам ответ. И даже если что-то забыли, но при этом знаете самое важное, логические рассуждения помогут восстановить пропущенное звено. Чем больше по объему запоминаемая информация, тем важнее вычленить в ней основу.  

Разделяйте на блоки

Бывает, что к экзамену нужно выучить огромное количество информации – такое, что даже подступиться страшно. В этом случае весь монолит разделите на блоки. И конкретно их уже и заучивайте – в несколько этапов, причем каждый новый в новом помещении: что-то в комнате, что-то в коридоре, что-то на кухне. Так информация не перемешается в голове, поскольку будет ассоциироваться с новой обстановкой. 

Ешьте, гуляйте, танцуйте 

Процесс усвоения материала пойдет проще, если читать в движении, например, расхаживая по комнате. А повторять лучше, поливая цветы или вытирая пыль. А еще важно делать паузы и заполнять их различного рода активностями. Выучили один блок информации – отлично, прервитесь на 15-20 минут. Прогуляйтесь вокруг дома, выпейте стакан воды, потанцуйте. Это насытит клетки мозга кислородом и упростит процесс запоминания. Еще можно устроить легкий перекус. Особенно полезны будут продукты, содержащие йод (любые морепродукты, особенно кальмары, креветки, лосось, морская капуста, а также шпинат, фейхоа, хурма) и глюкозу (сухофрукты и мед).

Объясняйте, объясняйте…

Запомнить большие объемы информации можно по-разному: зазубривать механически или путем логического осмысления. Если после прочтения главы учебника или конспекта лекции вам кажется что-то непонятным, попробуйте объяснить это кому-то из близких или хотя бы плюшевому медведю. В процессе объяснения вы будете логически осмысливать информацию, подбирать наиболее простые формулировки и сами поймете весь материал.

Добавляйте экспрессии

Процесс запоминания будет очень эффективным, если добавить ему эмоциональности. Проговаривайте вслух то, что нужно запомнить, используя при этом выразительные жесты, мимику, различные интонации. Представьте себя не учеником, а учителем в классе, телеведущим и т.д. Знания, получившие таким образом яркую эмоциональную окраску, надолго останутся в вашей памяти. 

Определяйте «срок хранения»

Прежде чем заучивать какую-либо информацию, определите для нее «срок хранения». Если вы решите, что эти сведения нужны вам лишь на экзамене в четверг – не удивляйтесь, что уже к выходным они будут забыты. Если вы посчитаете, что эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни, то и запомните их на годы вперед. 

«Пишите письма мелким почерком»

Конспектируйте важную информацию. Это поможет ее осмыслить и систематизировать. К тому же зрительно представить перед собой во время ответа компактную схему проще – а значит, вы тотчас же вспомните и всю связанную с ней информацию.

Выбирайте наилучшее время…

Легче всего наш мозг запоминает информацию в начале дня, с 8 до 10 часов утра. Второй пик активности – с 8 до 11 часов вечера. Поэтому работать над самыми важными темами лучше всего утром, на свежую голову либо в конце дня, на сон грядущий. 

Повторяйте

Как только вы решили, что достаточно хорошо выучили данный материал, отложите его в сторону и принимайтесь за другие дела. Через 40-60 минут бегло просмотрите отложенный материал. Еще раз прочитайте его на следующий день. Теперь вы можете быть уверены, что выученная информация останется в вашей памяти надолго. 

Учитывайте  психологические особенности 

Чтобы выбрать самую эффективную методику подготовки надо ориентироваться на  доминирующий тип восприятия. Аудиал воспринимает информацию на слух, ему важно проговаривать материал. Визуал хорошо запоминает картинки, чертежи, графики. Для усвоения информации ему лучше делать рисунки. Для кинестеника важны ощущения и механические действия, поэтому термины, даты и все, что нужно запомнить, лучше записывать. 

Учитывайте возраст 

Процесс формирования памяти продолжается не один год. Ученики начальных классов обладают наглядно-образной и непроизвольной памятью. Они легко запоминают материал с помощью ярких картинок, развивающих игр, интерактивных игрушек. Ученики средней школы уже используют словесно-логическую и произвольную память. Этот тип памяти позволяет запоминать то, что нужно, а не только то, что хочется и что интересно. 

Соблюдайте режим и хорошо спите 

Пока школьники готовятся к ОГЭ или ЕГЭ, родители должны помнить, что главное – это режим. И загонять детей в кровать не позже 22 часов. Накануне экзамена не стоит весь день – а тем более ночь – сидеть за учебниками. Гораздо полезнее проветрить голову, отдохнуть и хорошо выспаться. Иначе от переутомления можно забыть то, что знаешь. 

Алексей Алексеев, невролог Клиники нервных болезней им. А.Я. Кожевникова Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: 
«Во время активного познания – например, учёбы – мозг схватывает информацию, но её сортировка и усвоение происходит в основном во время сна. Поэтому чем больше на вас наваливается новой информации, тем больше вы должны спать». 
Наталья Барложецкая, психолог: 
«Дети младшего школьного возраста часто отвлекаются, «собрать» их для решения какой-то одной задачи крайне тяжело. В этой ситуации свою эффективность доказало правило «семи минут». Семь минут пишем, потом столько же работаем с учебниками, еще семь минут проводим физические упражнения и т.д. Это ровно то время, на протяжении которого вид деятельности не надоедает. К слову, на взрослых это правило в большинстве случаев тоже распространяется, но они, в отличие от детей, могут заставить себя вернуться к своему занятию.

Больше интересных статей Вы можете найти на нашем сайте.