Советский автопром «прославился» тем, что имел множество интересных разработок, но некоторые из них, как правило, самые смелые и интересные, не добрались до конвейера. Эксперты составили ТОП-5 именно таких машин.
Первым в рейтинге стал прототип АЗЛК-2143 «Яуза», созданный в 80-х годах ХХ века. Автомобиль был примечателен противоречивым дизайном. В машине не опускались окна, так как разработчики рассчитывали, что климатическая установка модели сделает ненужной эту функцию.
Второе место в ТОП-5 занимает АЗЛК-2144 «Истра». Автомобиль разработали в середине 80-х годов ХХ века. Машина была особенна своим дюралевым кузовом и открывающимися вверх дверями. Она получила ночное видение, проецируемую на лобовое стекло приборную панель и 1,45-литровый сверхэкономный «дизель».
Третью позицию рейтинга занял прототип НАМИ-0284 «Дебют» 1987 года. Представляет собой машину с одним из самых малых коэффициентов сопротивления в советском автопроме.
Четвертое место в ТОП-5 занял ЗИЛ-4102. Этот автомобиль получил все возможные и «невозможные» для своего времени функции, а все потому, что его разрабатывали для политэлиты.
Замыкает рейтинг ЗИЛ-4904. Угрожающе выглядящая машина была вездеходом с максимальной скоростью в 15 км/ч. Транспортное средство могло проехать практическим везде, но только не по асфальту, скалам и щебенке.