В 1936 году свет увидел крошечный Фиат 500, который из-за скромных размеров еще прозвали Topolino — Мышка. Производился он почти без изменений долгие 20 лет и являлся в своем роде долгожителем. Интересная деталь, машинка изначально задумывалась как двухместная, однако итальянцы так не думали, и часто усаживали в салон до 4 пассажиров. Впрочем, сегодня не об этом.
Странные вещи происходили в Европе в 30-х, все большее количество умов захватывали идеи фашизма и нацизма, а пришедшие на пост глав государств народные, в полном смысле этого слова, избранники становились в последствии диктаторами. А как и любому диктатору им было необходимо помимо громких речей создавать не только карательные органы, но и подпитывать электорат различными идеями и поблажками, показывая собственную заботу о благе народа. Правда Муссолини преуспел на поприще создания народного авто гораздо больше, чем его наставник и товарищ — Гитлер.
Ведь если Фольксваген Жук был выпущен опытным тиражом в 30 экземпляров, то Фиат сделал аж четыре опытных модели и выпускал Мышонка почти 20 лет, а первоначально из ворот завода выезжало по 100 машин в день. Но это было позднее, а начиналось все так. Дабы угодить Бенито сенатор Джованни Аньели поручил инженерам создать автомобиль для «народа». Сказано-сделано. И вот передне- приводная машина оснащенная к тому же трех цилиндровым мотором револьверного типа да еще и с воздушным охлаждением - готова. Сам хозяин компании Фиат Аньели решил протестировать этот экземпляр и в полном смысле слова на этом погорел. Короткое замыкание, возгорание и последовавшее за всем этим решение свернуть работы по проекту, но не поставить на нем крест.
Аньели назначает на должность главного разработчика совсем молодого инженера Данте Джиакозе, который и создает автомобиль по хорошо зарекомендовавшей себя схеме. Всего четыре месяца ему понадобилось для того что бы создать модель буквально с чистого листа. Он заново придумал и разработал все, от кузовных панелей, до подвески и силового агрегата. Фиат Тополино получился чрезвычайно легким, двухместным, но при этом у него был даже багажник, пусть и совсем крохотный. Зато машинка строилась по классической схеме, мотор спереди, ведущие колеса задние.
И что было совсем необычно. У 500-ки была передняя независимая подвеска, решение прямо скажем довольно дорогостоящее. Объем силового агрегата, пусть и четырех цилиндрового составлял всего то 569 тысячных литра, мощность 15 лошадиных сил, зато скорость достигала 85 километров в час. Стеклоподъемников не было, стекла, впрочем как и у многих массовых моделей попросту сдвигались в бок. В общем сама простота. Не было и бензонасоса, топливо поступало в карбюратор самотеком, просто бак был расположен выше мотора. В общем простейший и в то же время неплохой автомобиль. Увы, снизить стоимость до 5000 лир его создатели не смогли, на выходе он стоил гораздо дороже. Но его покупали, а значит выполнить основную задачу сделать машину доступной в Фиате все же смогли.
Популярность «пятисотки» была столь велика, что ее лицензионный выпуск наладили во Франции и Германии, но конечно основным рынком сбыта продолжал оставаться Апеннинский полуостров.