Сегодня я решил подготовить что-то особенное и очень интересно, а именно длинный текст о грузовике дальнего следования, магистрального тягача, который всегда вызывал большой интерес. Это Skoda Xena, известная также как под названием Skoda 400 или Лиаз-400.
Xena была представлена впервые в 1996 году, на престижной выставке отраслевой выставке в Ганновере. Это была невероятно важная премьера, по нескольким причинам. Во-первых, для чешского Liaza, который принадлежал тогда для Skoda (от трамваев, троллейбусов и локомотивов), Xena была последней возможностью оставить этот бренд, в стране вечных магистралей. Во-вторых, серия 400 была действительно современной, которая во многих отношениях не уступала место западным маркам. В-третьих, появление модели Xen в 1996 году дало глазам понять как выглядит пятизвездочный грузовик, это был один из самых смело спроектированных грузовиков того времени. Автомобилю было недостаточно, чтобы он просто должен был быть успешным, чтобы спасти всю компанию, у него были хорошие шансы на это.
Сильной стороной серии 400 была, без сомнения, ее кабина. Чехи поставили здесь на модульную конструкцию, выполненную из алюминиевых профилей и пластин с несколькими слоями по сэндвич-системе. Такая конструкция может быть очень легко изменена по длине и ширине, что позволяет построить как дневную кабину (Версия Fox), так и большую кабину со спальником (версия Xena). Во-вторых, состоящие из нескольких слоев стены обеспечивали отличную звукоизоляцию, и в то же время также имел хорошую устойчивость к износу в работе. Важно отметить, что в эксплуатации была довольно удобная за счет размещения кабины на четырех подушках, использование двух кроватей в размерах 1970×700 мм, а также ограничением туннеля двигателя всего на 24 см. На тоннеле могли стоять высокие люди с ростом 1905 мм, а рядом с ним мог выпрямится даже 2,1-метровый баскетболист.
Что можно было найти под кабиной? В начале планировалось устанавливать лиазовский М1.2C, которая в итоге была заменена американской моделью Detroit Diesel 60. Лиаз сотрудничал с этой компанией уже с начала 90-х, что стало возможностью для чехов выступать в гонках на грузовиках, поэтому выбор дизельного агрегата Детройт не должен никого не удивлять. 12,7-литровый двигатель с турбонаддувом и интеркулером генерировал очень чувствительные 470 л.с. (1800 об / мин) и 2101 Нм, а также была относительно современным по конструкции. Но был один большой недостаток. Его масса – американский двигатель весил в полной готовности для езды до 1300 кг, то есть примерно на 400 кг больше, чем двигатели “большой семерки”.
За передачу мощности на колеса отвечала 16-ступенчатая коробка передач Eaton Fuller. Дисковые тормоза Knorr на передних колесах, передняя ось с большим углом поворота, очень эффективный тормоз-замедлитель, который мог работать на двух, четырех или шесть цилиндров, а также стандартная блокировка дифференциала.
Вся эта современность в чешском варианте стоила в 1999 году около 2,2 млн. крон за тягач в базовой версии. На сегодняшние деньги, мы получаем сумму около 60 тыс. евро. Разве это много? Учитывая большую кабину и мощный двигатель, это была сумма очень привлекательная. Однако, нужно учесть также нулевой престиж бренда и полное отсутствие сервисной сети за пределами Чехии и Словакии, инвестиции в Liaza перестали иметь смысл. Другой проблемой была недружественная система финансирования – Лиаз не мог себе позволить произвести неоплаченные транспортные средства, поэтому в большинстве случаев потенциальный клиент должен был внести полную сумму за долго до начала выпуска его будущего грузовика. Таким образом, чешские авто оказывали довольно большой интерес, чем большой успехом, а в 2000 году производство модели Xena в конечном счете, завершилась.
Интерьер SKODA XENA:
Ну и небольшая подборка таких грузовиков встречающихся на дороге:
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на канал.
Наша страница Вконтакте - vk.com/truckinflight