6,6K подписчиков

Электронная подвеска мотоцикла

351 прочитал

DYNAMIC ESA.

Давайте разберем, что такое Dynamic ESA, для чего она нужна и как она работает.

  DYNAMIC ESA. Давайте разберем, что такое Dynamic ESA, для чего она нужна и как она работает.

Система Dynamic ESA от BMW Motorrad –это подвеска свойства которой меняются динамически по ходу движения и которая уже сегодня устанавливается на большинство мотоциклов BMW. Не смотря на то, что это не штатное оборудование, и требует доплаты, более 80% покупателей выбирают мотоциклы именно с ней. Как же работает эта подвеска и для чего она нужна.

Как известно в подвеске мотоцикла можно регулировать два параметра. Первый это преднатяг пружины, или прелоад. Регулировка необходима для того чтобы при разном весе мотоциклиста или при добавлении пассажира сохранялся постоянный клиренс мотоцикла и его положение относительно горизонта.

Вторым регулируемым параметром является демпфирование - то есть то как сильно амортизатор сопротивляется перемещению штока в нем.

  DYNAMIC ESA. Давайте разберем, что такое Dynamic ESA, для чего она нужна и как она работает.-2

Если на “обычных” мотоциклах эти две регулировки были и доступны, то выполнялись вручную. И надо было постоянно, с помощью ключей отвертки, барашка и какой-то матери подкручивать подвеску под разные условия. Реально такую регулировку регулярно выполняли единицы. Большинство же покрутив пару раз забивали на это болт.

Позже у того же BMW появилась электроуправляемая подвеска. Наездник мог сам отрегулировать преднатяг (Один наездник, +пассажир, + багаж) и выбрать один из трех режимов демпфирования (комфорт, норм и спорт)

И вот последняя итерация этой системы. в подвеске мотоциклов стоят сенсоры которые отслеживают как сильно и как быстро работает подвеска и в соответствии с алгоритмом меняют демпфирование переднего и заднего амортизаторов.

Плюс система сама оценивает клиренс и регулирует преднатяг пружин.

И если преднатяг настраивается один раз в начале поездки, то демпфирование меняется динамически в зависимости от того что “видят” сенсоры.

Так если они видят большие перемещения, то есть подозрения, что мы едем по грунтовке - значит амортизаторы будут максимально распущены. Ну а если мотоцикл поймет что под колесами асфальт - то настройки демпфирования станут максимально жесткими.

  DYNAMIC ESA. Давайте разберем, что такое Dynamic ESA, для чего она нужна и как она работает.-3

Также, для регулировки демпфирования используется информация от АБС и датчика угла наклона. Система может, например, увеличить жесткость амортизатора на отбой при выходе из поворота, чтобы помочь регулировать продольный наклон, или увеличить общее демпфирование при торможении. Демпфирование также становится более жестким с увеличением угла наклона.

Для регулировки демпфирования в перепускные клапаны встроены два соленоида. Если на них не подается ток, то они закрыты и это самое жесткое демпфирование. Ток подается на один соленоид - нормальное демпфирование. Если ток подан на оба, то открыто максимальное количество дырочек для пропуска масла и соответственно самое слабое демпфирование.

Алгоритмы работы Dynamic ESA зависят от выбора режима движения. В режиме Дождь будет превалировать самое слабое демпфирование а в режиме Динамик - подвеска будет стараться как можно дольше не выходить из самого тугого режима.

Если не устраивают алгоритмы прописанные на заводе, то можно в любом режиме вручную выбрать преобладание мягкого, нормального или жесткого демпфирования.

На сегодня такая система в полном виде может стоять на мотоциклах BMW K и R серии, на мотоциклах F серии регулируется только задняя подвеска, причем демпфирование регулируется только на отбой. На мотоциклах S серии по разному. На XR - система аналогичная описанной выше, на R - нет электропривода преднатяга пружины, на RR вообще стоит своя система DDC - Dynamic Damping Control - Динамический контроль демпфирования, которая заслуживает отдельного рассмотрения

Если вам приглянулась статья, то ваш палец вверх а еще лучше подписка на канал будут очень кстати! Комментарии тоже включены.