(1989, США)
Поймал я тут себя на мысли, что давным давно (аж с середины 90-х) не пересматривал заюзанную в свое время до дыр, комедийную классику Эпохи Видеосалонов - "Ничего не вижу, ничего не слышу". После чего, естественно, не выдержал, купил пива и отправился в Интернет ностальгировать. Правда, сначала меня терзали подозрения в том, что по нынешним меркам фильм покажется устаревшим. Равно как и все его шутки, ведь он был снят без малого тридцать лет назад, а это, согласитесь, для игрового кинематографа внушительный срок.
К счастью, пронесло - подозрения были напрасны.
Более того, поскольку три четверти здешних шуток касаются слепоты и глухоты, а оставшаяся четверть попахивает махровым сексизмом, в наши дни "Ничего не вижу..." выглядит гораздо более хулиганским и нетолерантным, чем в конце 80-х. Редко какое сегодняшнее кино позволяет себе так непринужденно подкалывать инвалидов, фонтанировать сальными шуточками про длинноногих женщин и при этом оставаться джентльменом. Навскидку вспоминаются разве что "Луковые новости" (2008), но они в данном вопросе, это что-то вроде антибиотика широкого профиля. Тогда как "Ничего не вижу..." - лекарство от конкретного вида социального маразма. Того, который закономерно подцепил и Голливуд, хотя в нем до сих пор хватает по-хорошему дерзких режиссеров и актеров, не сомневайтесь. Просто никому из них неохота таскаться по судам и оправдываться перед всякими истеричками, вот они и перестраховываются со всеми этими их корректностями и толерантностями, будь они неладны.
Именно из-за своего презрения ко всем общественно-политических табу эта история про двух туповатых инвалидов-приятелей - чернокожего слепого и белого глухого, - смотрится теперь по-иному и с двойным интересом. Тем более, что первого из них играет давно покойный, но совершенно бомбический при жизни чувак Ричард Прайор. Тот самый стендап-комик, когда-то оскандалившийся похлеще нашего приснопамятного Кевина Спейси, который, кстати, в этой картине тоже засветился. Но Спейси здесь еще просто сущий ангел, тогда как Прайор, мало того, что в 70-е сжег на себе 50% кожи, бухая и одновременно дыша парами нагретого на огне кокаина, так он еще и не скрывал своей бисексуальной ориентации (при том, что был женат семь раз и имел кучу детей). Вплоть до того, что не отрицал, будто однажды его любовником был сам Марлон Брандо. Но самое главное, Прайор никогда не упускал случая подшутить над своими общеизвестными грехами, нисколько их не стеснялся и никто не подавал на него в суд за его длинный и грязный язык.
Ну и какую же роль мог сыграть этот человек в кинокомедии, если не столь же развязную и бомбическую? Впрочем, его напарник Джин Уайлдер, тоже ныне покойный, хоть и не имел такой "злодейской" репутации, но рядом с Прайором не тушевался, тем более, что это был их уже третий совместный комедийный проект. Третий - и, пожалуй, наиболее известный из всех, поскольку про остальные их фильмы мы в Эпоху Видеосалонов даже не слышали.
***
В общем, именно то киноощущение, которое называется "100% ностальгический кайф". Чему всячески способствуют экстравагантная закрученная история, крышесносные актёры и свободный от всех предрассудков юмор - дерзкий, но вряд ли способный кого-то всерьез оскорбить.
Иными словами, я рад, что есть в жизни вещи, остающиеся неизменными. И "Ничего не вижу, ничего не слышу" как раз из их числа. Так что обещаю впредь не забывать о ней на целые десятилетия и пересматривать её гораздо чаще.