Найти в Дзене
Extradrive

Ошибки в электронной системе управления двигателем

Оглавление

Работой двигателя современного автомобиля управляют электронные «мозги». Электронный блок управления в непрерывном режиме получает информацию от многочисленных датчиков, которые контролируют практически каждый параметр работы двигателя и других систем транспортного средства.

Все современные ЭБУ имеют диагностические функции, которые помогают автовладельцам и сотрудникам СТО лучше понимать, что происходит с автомобилем. Если электроника замечает ошибки в работе двигателя, обслуживающих его узлов и агрегатов или обнаруживает неправильную информацию от датчиков, то на панели загорается иконка «Check engine», а в память электронного устройства записывается соответствующий код ошибки. С помощью специального диагностического сканера эту информацию можно считать и впоследствии использовать для определения причин некорректной работы двигателя или других систем.

Виды ошибок по стандартной классификации OBD-II

Существует стандартный список кодов, описывающих практически все ошибки, которые могут возникнуть во время работы современного автомобиля с бензиновым двигателем или дизелем. Но автопроизводители могут также использовать свои специфические коды, характерные только для определенной марки или модели авто.

Стандартные коды OBD-II – это последовательность из одной буквы латинского алфавита и четырех цифр. Буква означает группу, к которой относится код:

  • P (powertrain) – это коды ошибок, связанных с работой двигателя или трансмиссии;
  • B (body) – ошибки, связанные с работой устройств, которые обеспечивают комфорт и безопасность водителя и пассажиров (электростеклоподъемники, центральные замки, подушки безопасности и др.);
  • C (chassis) – коды неисправностей, которые относятся к ходовой части автомобиля;
  • U (network) – коды, описывающие ошибки при взаимодействии электронных блоков и шин, обслуживающих различные подсистемы авто.

Коды ошибок ЭБУ, влияющих на расход топлива

В этой статье мы сконцентрируемся на диагностических кодах, сигнализирующих о неисправностях, которые могут повлиять на топливную экономичность автомобиля. К ним относятся коды вида P0XXX, где цифра после нуля указывает на подсистему, к которой относится код:

  •  – ошибки, связанные с подачей и регулировкой состава топливовоздушной смеси;
  • P02XX – коды, означающие ошибки в работе системы топливоподачи;
  • P03XX – коды неполадок в работе системы зажигания;
  • P04XX – ошибки, связанные с работой систем, контролирующих токсичность выхлопных газов;
  • P05XX – коды ошибок, описывающие неисправности, связанные с системами контроля скорости и холостого хода;
  • P06XX – неисправности самого микроконтроллера или электрических цепей управления.

Ошибки с перечисленными выше кодами могут появиться при некорректной работе одного из многочисленных датчиков, с помощью которых ЭБУ контролирует все параметры работы двигателя:

  • массовый расход воздуха;
  • наличие кислорода в отработавших газах;
  • положение коленчатого и распределительного валов;
  • положение дроссельной заслонки;
  • детонацию в цилиндрах двигателя;
  • температуру воздуха и охлаждающей жидкости.
-2

Получая информацию от этих датчиков, ЭБУ несколько сотен раз в секунду рассчитывает оптимальные углы опережения зажигания, необходимое количество топлива для каждого цилиндра и интервалы впрыска топлива для каждой форсунки. Любые ошибки, которые могут зафиксировать датчики (включая некорректную работу самих датчиков), дают электронному блоку управления неправильные цифры. Отталкиваясь от ошибочных данных, ЭБУ неправильно рассчитывает углы опережения зажигания или не может внести поправки в состав топливовоздушной смеси в соответствии с изменившейся нагрузкой на двигатель. Это неизбежно приводит к увеличению расхода топлива. Поэтому при загорании иконки «Check engine» необходимо считать код ошибки из памяти электронного блока, определить неисправность и своевременно ее устранить.

Ошибки ЭБУ, которые встречаются чаще других

При обработке данных, указывающих на причины повышенного расхода топлива, чаще всего встречаются такие диагностические коды ошибок:

  • Ошибки P0087 и P0088 – коды, которые говорят о слишком низком или слишком высоком давлении в топливной системе. Обе проблемы приводят к тому, что двигатель становится более «прожорливым». У повышенного или пониженного давления в топливной рампе может быть несколько причин (перебои в работе бензонасоса, неисправный регулятор давления, засорившиеся фильтры очистки топлива и др.). Чтобы найти и устранить причину, потребуется проверить всю топливную систему от бензобака до инжекторов.
  • Ошибки P0130 и P0134 – это коды, которые означают низкое напряжение в цепи датчика кислорода, установленного в выпускном коллекторе перед катализатором, или полное отсутствие сигнала от него. При отсутствии информации от этого датчика ЭБУ уменьшает порции топлива, подаваемого в цилиндры, из-за чего топливовоздушная смесь становится обедненной. Для водителя это выглядит как внезапная потеря мощности. Чтобы компенсировать нехватку динамики, водитель активнее работает педалью акселератора, широко открывая дроссельную заслонку. Поэтому неисправности датчика кислорода часто приводят к увеличению расхода топлива.
  • Ошибки P0170 и P0172 – коды, которые прямо говорят о том, что в цилиндры попадает несбалансированная или слишком богатая топливовоздушная смесь. Признаки этих неисправностей можно заметить даже без диагностического сканера. Если смесь переобогащенная, то двигатель расходует больше топлива, чем обычно, и троит на холостом ходу или при наборе скорости, а за автомобилем при этом тянется шлейф из черного выхлопа с характерным запахом несгоревшего топлива. Чтобы разобраться в причинах появления этой проблемы, необходимо тщательно проверить несколько элементов систем питания и зажигания (фильтры, свечи, форсунки, датчики, прокладки ГБЦ, механизм газораспределения и даже компрессию в цилиндрах).
  • Ошибки от P0300 до P0312 – коды, указывающие на нарушение порядка зажигания в цилиндрах. Эти ошибки появляются, если в одном из цилиндров есть пропуски зажигания, причем последние цифры кода (кроме кода P0300) прямо указывают, на какой цилиндр необходимо обратить внимание. К подобным ошибкам обычно приводят неисправности в системах зажигания, питания или впуска-выпуска. Чтобы разобраться в причинах, потребуется провести тщательную диагностику автомобиля на СТО.
Авто
5,66 млн интересуются