Найти в Дзене
Отдых.today

МАШИНА-МИНУТКА. Как работает каршеринг в Екатеринбурге

Чем новая система отличается от простой аренды автомобиля и кому из горожан она пригодится?

Полсотни автомобилей необычного серо-оранжевого окраса появились на улицах Екатеринбурга. Это машины первой каршеринговой компании, решившей начать работу в столице Урала. Что это за сервис и с чем его едят?

По сути, каршеринг — это аренда автомобилей на короткие поездки. Раньше у нас в городе можно было взять машину не менее чем на сутки. Для этого надо было ехать в офис компании-арендодателя, предъявлять документы, получать ключи — то есть тратить время. Отличие каршеринга в том, что зафрахтовать автомобиль можно на одну поездку — например от работы до дома. Для этого нужно скачать приложение на смартфон, ввести паспортные данные и информацию о водительских правах. Те, кому исполнился 21 год и кто уже имеет два года водительского стажа — добро пожаловать.

Дальше открывается электронная карта города, на которой значками отмечены свободные автомобили. Клиент выбирает ближайший, кликает — машина забронирована. У водителя есть 20 минут, чтобы сесть за руль. Точнее, время не ограничено, но на 21 минуте уже включается тариф за аренду. Если вы не можете найти автомобиль на большой стоянке, то можно кликнуть в приложение и машина замигает аварийкой и забибикает. После того, как вы найдете нужный авто, надо снова кликнуть в приложение и оно откроется. На этом этапе можно осмотреть машину на предмет повреждений, грязи или нежелательных грузов. Если все устроило — сел и поехал. Ключ уже зашит в машине, арендатор использует только смартфон.

-2

Стоимость поездки на каршеринговом автомобиле составит семь рублей за минуту. Можно выбрать и другой тариф — за восемь рублей в минуту, но со страховкой. По первому — клиент имеет только обязательное ОСАГО (полис лежит в бардачке машины). То есть, в случае ДТП водитель не оплачивает ремонт второго участника, но за ущерб, нанесенный арендованной машине, придется платить. Второй тариф при ДТП избавляет от трат на ремонт каршерингого аппарата. В разумных пределах, конечно — полное уничтожение машины никакой повышенный тариф не покроет.

Итак, взяв в прокат машину, клиент едет туда, куда ему нужно, паркует там автомобиль, опять кликает в приложении, завершая поездку, и… уходит по своим делам — машина теперь его не касается. Автомобиль стоит и ждет следующего клиента. За первую поездку в баке стало меньше топлива, включенного в тариф. Следующий ездок, видя в приложении, сколько топлива осталось, может заправить ее сам, используя топливную карту, которая вместе со всеми документами на машину лежит в бардачке. Деньги спишутся со счета каршеринговой компании, клиент за потраченное на заправке время получит 15 бесплатных минут, сделав свою поездку дешевле, компания получит пригодный к дальнейшему использованию автомобиль.

Одно уточнение — оставить автомобиль после использования клиент может в разрешенной зоне, в местах, где ПДД позволяет парковаться. Сейчас эта зона ограничена Екатеринбургом и Верхней Пышмой — в приложении это отмечено. Уехать за пределы города можно, но тогда по завершении поездки поминутная аренда не кончится — автомобиль будет считаться арендованным до тех пор, пока его не припаркуют в обозначенной на электронной карте зоне. Тогда машина снова станет свободной для аренды, а поездка завершенной.

И еще об ответственности — все штрафы ГИБДД клиенту придется платить самостоятельно. Бросать машину где попало тоже не рекомендуется: если ее утащат злые эвакуаторы, то все мытарства по штрафстоянкам придется оплачивать арендатору. Кроме того в салоне автомобиля нельзя курить, мусорить и пачкать обивку. За нарушении требований чистоты компания сначала вынесет ездоку устное предупреждение, а потом может внести в черный список и отлучить от услуг каршеринга.

-3

По словам представителей пионеров уральского каршеринга — компании «Делимобиль», до Екатеринбурга внедривших такую схему в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе и Нижнем Новгороде, средняя поездка их клиента длится порядка 40 минут. В сутки машина меняет в среднем десять водителей.

О машинах. Сегодня это Hyundai Solaris c двигателем объемом 1,4 и автоматической коробкой передач. Вполне симпатичная рабочая лошадка, надежный и достаточно удобный седан. Любителям агрессивной езды явно покажется тихоходом, зато управится с ней даже весьма робкий водитель — руль машина слушается хорошо, а невысокая динамика и АКПП мешают совершить какую-то глупость. Для Екатеринбурга машины пригнали из Москвы. Судя по внешнему виду и пробегу, эти Hyundai уже покатались по дорогам столицы не менее года. Но,на первый взгляд, состояние у машин хорошее. В Москве в каршеринге пробовали еще Renault Captur, но он оказался дороговат в эксплуатации.

-4

По словам директора сервиса каршеринга Леонида Сысоева,машины опекает целый штат. Клиенты платят за чистый,исправный и заправленный автомобиль. Чтобы он таковым оставался, за ним следят операторы через электронные системы мониторинга и водители-операторы, которые время от времени отгоняют машины на мойку или в сервис. Кстати, через мониторинг решается и вопрос безопасности. Hyundai Solaris — весьма популярен у автоугонщиков, но компания уверяет, что за несколько лет ее работы в других городах ни один из ее автомобилей не был похищен. Если оператор видит, что арендованная машина подозрительно удалилась от города или задерживается в подозрительном месте, то звонит арендатору автомобиля. Если тот не отвечает на контрольный звонок,на место выдвигается группа быстрого реагирования. Так что уральских угонщиков столичные гости не боятся.

Не боятся операторы каршеринга и проблем с парковкой в уральской столице. В Москве, где система платных парковок давно налажена, представители этого бизнеса договорились с правительством столицы о льготных талонах на пользование их услугами. Таким образом, за те же семь рублей в час московский пользователь поминутной автоаренды получает еще и стоянку на платном парковочном месте. В Екатеринбурге несовершенство платных парковок делает такую систему нецелесообразной.

Итак, кому нужен каршеринг. Представители бизнеса говорят, что в основном это молодые водители до 40 лет. Активные городские жители, не пугающиеся новинок и привыкшие все проблемы решать со смартфоном в руке. Те, кто в основном ездит по городу — для дальних путешествий каршеринг, пожалуй, дороговат.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ

Авто
5,66 млн интересуются