На кассе популярного магазина мне выдают смартфон и чек, и что я вижу: оказывается, помимо девайса, я купила некую страховку за 554 гривны (1300 рублей). Судя по отзывам в интернете, с подобной ситуацией сталкивается множество людей, приобретающих гаджеты в крупных российских и украинских сетях электроники. И чаще всего при покупке в рассрочку. Страховку либо вписывают в чек, не уведомив покупателя, либо ставят его перед фактом, что он обязан её купить.
Больше интересных историй на hype.ru
Разберемся, имеют ли право магазин или банк настаивать на покупке дополнительных услуг. А также как отказаться от страховки, и почему это деньги за воздух. Но для начала моя история.
Как меня «развели» на страховку
При покупке смартфона продавец сообщил мне, как факт: «У вас там автоматически страховочка подтянется». И, как только я открыла рот, чтобы выяснить что за страховочка, и почему она подтянется автоматически, продолжил: «Настройки брать будете?». В спешке я упустила первую фразу, и начала активно отказываться от второго предложения.
Тут же молодой человек называет мне общую сумму и спрашивает устраивает ли она меня. Сумма меня устроила, так как оказалась даже ниже, чем озвученная на сайте. Но я совершила ещё одну грубейшую ошибку, не уточнив конфигурацию девайса, когда мне сказали, что это последний экземпляр данной модели в магазине.
Чтобы без вашего согласия вам не продали лишнего, до оплаты или оформления рассрочки требуйте, чтобы вам показали счет-фактуру или озвучили все позиции и цены.
Я считала, что беру 32 Гб, а это были более дешевые 16 Гб плюс некая «Абсолютная защита».
Консультант отдал счет девушке на банке, она оформила рассрочку, я получила на кассе смартфон и чек. И тут поняла, что очень сглупила.
Три сценария навязывания дополнительных услуг
Итак, первый сценарий, произошедший со мной, без шума и пыли: когда вас страхуют или вписывают в чек ещё нечто, не спросив хотите ли вы этого, а зачастую даже не потрудившись уведомить вас.
Второй сценарий, угрожающий: консультант говорит, что дабы оформить рассрочку, клиент ОБЯЗАН купить страховку или другую дополнительную услугу. В противном случае рассрочки не будет.
Третий сценарий, угрожающий 2: используется другой род давления, когда продавец утверждает, что устройство не будет работать или вообще не продается без определенных настроек, за которые нужно заплатить отдельно.
Был случай, когда человек успешно отказался от страховки, но ему в чек добавили некую полуторачасовую лекцию (!), что он заметил уже по приходу домой.
Особо нахальные продавцы успевают навязать невнимательным покупателям и страховку, и высосанные из пальца настройки.
Имеют ли право магазин или банк требовать оформления страховки или покупки других услуг
И по российскому, и по украинскому законодательству НЕ ИМЕЮТ ПРАВА!
Существуют случаи, когда страхование обязательно, но это касается кредитов на серьезные суммы, предполагающих залог (ипотека, автомобиль и т.п.). В случае же мелкого потребительского кредитования, включая то, что сети техники и электроники называют покупкой в рассрочку, страховаться или нет остается на усмотрение клиента.
Здесь идут в ход Законы «О потребительском кредите (займе)», «О банках и банковской деятельности» и «О страховании», и прежде всего «О защите прав потребителей».
Постановка вопроса «либо вы покупаете у нас страховку/ настройки, либо мы не продадим вам смартфон/ не оформим рассрочку» грубо нарушает 16 статью Закона РФ «О защите прав потребителей».
2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)...
Добавление в счет позиций, на которые покупатель не соглашался, тем более противоправно:
3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В украинском Законе «О защите прав потребителей» подобной формулировки нет, но можно воспользоваться некоторыми фразами из статей 18 и 19.
Что делать, если вам навязывают страховку или другие услуги
Ваша задача — понять КТО ИМЕННО НАСТАИВАЕТ на этом. Ноги «обязательной страховки» могут расти из политики банка, политики магазина или личности консультанта, на которого вы попадёте.
Очень часто страховка не имеет никакого отношения к условиям предоставления банком рассрочки. Дело может оказаться в том, что консультантам или специалистам по кредиту нужно выполнять план по продаже дополнительных услуг.
Варианты как себя вести, если вас вынуждают раскошелиться на воздух
- Попросите у консультанта обоснование — где написано подобное требование.
- Покажите продавцу выдержку из Закона «О защите прав потребителей».
- Просите взглянуть на типовой договор страхования — там вообще может писаться, что это дело добровольное, или вы ясно увидите, что страховка — допуслуга магазина.
- Если консультант отказывает вам в продаже гаджета, раз вы не желаете страховаться или покупать сервисное обслуживание, требуйте пригласить главного менеджера. Или позвоните при консультанте на горячую линию, и спросите есть ли такая обязаловка.
- Собираясь брать в рассрочку девайс, можете заранее написать на официальную почту магазина и уточнить вопрос. Если в ответе вас будут убеждать в неотвратимости покупки чего-либо, кроме товара, лучше не бороться с ветряными мельницами, а пойти в другое место. Если же ответ будет отрицательным, сохраните себе скриншот, — будет чем отбиваться в случае «страховочной атаки» в магазине.
Прежде, чем готовить этот материал, я написала в службу поддержки торговой сети, в которой брала смартфон. Спросила обязательна ли страховка при рассрочке, и мне ответили:
Здравствуйте, Анастасия! Покупка дополнительной страховки для Вашего устройства всегда остается на усмотрение клиента. Наши сотрудники всегда обязательно предлагают эту услугу, так как она является очень полезной, на случай механических повреждений, что очень удобно при покупке устройства в кредит.
- Просите у оформляющего рассрочку работника посмотреть типовый договор и паспорт потребительского кредита. Всегда указывается требует ли банк для получения займа купить дополнительные услуги третьих лиц, включая страховиков. У меня в паспорте написано, что такого требования нет и в сноске уточняется, что страхование только по желанию клиента. Менеджеру некуда будет деваться.
Но здесь учтите, что хотя отказ не из-за вашей неплатежеспособности будет противозаконным, это никого не останавливает: банк может отказать в кредите, кредитный специалист — сделать вид, что ваша заявка не одобрена, консультант — упереться и не продать вам технику.
- Если всё-таки это условие банка, есть альтернативный вариант: подождать, пока банк одобрит рассрочку, и как только вам скажут об утвердительном ответе, настоятельно требовать, чтобы убирали страховку из счета и уменьшали сумму кредита.
- Альтернативный вариант 2: взять товар в рассрочку как предлагают, и на следующий день подать заявление на отказ от страховки и возврат за неё средств. Имеете полное право.
Почему страховки и другие дополнительные услуги магазинов — это деньги в никуда
Давайте-ка глянем, что же мне навязали. По договору об «Абсолютной защите» я имею право на бесплатный ремонт девайса на определённую сумму, уменьшающуюся каждый месяц. В гарантийных случаях и при механическом повреждении в результате внезапного воздействия непредвиденных физических сил. Но нужно доказать, что ты не верблюд, и это случилось без твоего злого умысла.
Также можно обменять ущербный девайс на карточку со скидкой на следующую покупку.
Как обстоит дело с такой карточкой неизвестно, но с ремонтом, судя по отзывам, всё сложно. Часто отказывают, ибо нестраховой случай, завышают цену работ, чтобы пользователь доплачивал поверх страховки и т.п. Когда у тебя недорогой девайс, проще купить новый.
Другие услуги, которые активно предлагают магазины техники, — это просто анекдот. При покупке iPad, два парня пытались убедить меня в том, что я не настрою Apple ID и не установлю себе таких приложений, как скачают они. За интуитивные настройки и скачивание софта просили более 1000 гривен, но судя по отзывам, доходит до 2500 и выше.
В общем, не ведитесь.
Надеюсь, мой неудачный опыт поможет кому-то из вас избежать лишних трат.
Если вы сталкивались с подобными ситуациями при покупке в рассрочку или без, делитесь своей историей в комментариях. Если вы юрист, делитесь выдержками из законов, которыми можно руководствоваться, когда продавцы смартфонов или банки вынуждают купить страховку при оформлении рассрочки.
Больше интересных историй на hype.ru