На какой линии находится эта станция? Правда ли, что открытие платформы несколько раз переносили? Какие интересные детали оформления здесь есть? В честь кого станция называлась изначально? Почему потом наименование поменяли? А также - когда она перестанет быть конечной? И сколько станций планируют соорудить после неё? Об этом и не только расскажу сегодня.
Название с историей
Эта станция имеет статус конечной на протяжении 35 лет. Располагается она на Сокольнической линии. Скорее всего, вы уже догадались, что речь пойдёт про "Бульвар Рокоссовского", или же "Улицу Подбельского", если кому-то привычнее старое название. Официальное открытие этого участка состоялось 1 августа 1990 года. Однако разговоры о продлении красной линии от "Преображенской площади" на восток начались ещё в 1983-м. Тогда же стали проводить необходимые для будущего строительства изыскания и работы.
Новая конечная станция должна была называться "Улицей Подбельского". Всё потому, что так в советский период именовалась современная Ивантеевская улица. Нынешнее название она получила в 1992-м. Вадим Николаевич Подбельский - это руководитель народного комиссариата почт и телеграфов. Должность он занимал с 1918 по 1920 годы. Вплоть до своей смерти. Версий случившегося много. Одни считают, что Подбельский напоролся на гвоздь, и рана так и не зажила. Другие говорили о воспалении лёгких. Кто-то вообще продвигал версию о покушении. Точно известно лишь, что скончался нарком в больнице.
Ещё в 1920-х годах рядом с будущей станцией метро появился посёлок Подбельского. Построили его по инициативе работников связи. А название он получил по фамилии бывшего наркома почт и телеграфов. Поэтому до сих пор здесь существует несколько проездов Подбельского. С топонимикой мы с вами разобрались. Так что давайте приступим к истории самой станции.
Алюминиевое оформление
Глубина заложения станции небольшая - 8 метров. Это значит, что работы шли открытым способом. Сначала рыли котлован, потом там сооружали все конструкции. А затем засыпали землёй. На время строительства участок, где сейчас ходят трамваи обнесли забором. Соответственно движение этого вида транспорта здесь на несколько лет прерывалось. Маршруты следовали по другим трассам.
Проект "Улицы Подбельского" разрабатывали архитекторы Наталья Самойлова и Нина Алёшина. Для последней это была уже 17 станция в столичном метро. Нина Александровна отличалась тем, что любой платформе старалась придать индивидуальности. А о её скрупулёзности в подборе материалов для отделки ходили легенды. Например, для станции "Медведково" Алёшина лично выбирала каждый кусочек мрамора, чтобы все они сочетались между собой и создавали нужные цветовые переливы. Вот и здесь конструкция получилась для своего времени оригинальной и даже футуристичной. По сути, это была улучшенная типовая версия "сороконожки". Но архитекторам удалось придать ей изюминку.
Колонны на станции ребристые. То есть с небольшими желобами. По виду чем-то напоминают гармошку. Их отделали мрамором белого цвета. Пол выложили серым гранитом с красными и чёрными линиями. Вместе они создавали простой орнамент. Нижнюю часть боковых стен (цоколь) украсили гранитом розово-серого оттенка. Но самой интересной являлась основная отделка путевых стен. Для них использовали анодированный алюминий. То есть он обладал ребристой поверхностью, а также имел золотистый цвет. Кроме того, здесь разместили декоративные элементы: окружности, круги, а также секторы кругов. К сожалению, нет информации, была ли композиция обыкновенной абстракцией. Или же это какая-то вариация на тему передачи сигнала и связи.
Ещё интереснее на станции оформили потолок. Его боковые части сделали из того же алюминия, что и путевые стены. Там разместили люминесцентные лампы. По центру также использовали металл, но уже белого цвета и более гладкой текстуры. Получился своеобразный контраст. Сама платформа была освещена довольно хорошо, а боковые пространства с рельсами, наоборот, остались немного в тени.
Скоро не конечная
Изначально открыть станцию планировали в 3-м квартале 1989 года. Но по каким-то причинам к этой дате не успели. В общей сложности запуск "Улицы Подбельского" переносили несколько раз. Даже в начале июля 1990 года в газетах писали, что станцию откроют до конца месяца. Но в итоге пассажиров она приняла только 1 августа. Жители окрестностей наконец-то получили возможность намного быстрее добираться до центра Москвы, чем раньше с помощью наземного транспорта.
В июле 2014 года стало известно, что станцию "Улица Подбельского" планируют переименовать в "Бульвар Рокоссовского". Сделать это хотели к 70-летнему юбилею Великой Победы, который готовились праздновать в следующем году. Фактически до бульвара Маршала Рокоссовского от станции метро примерно 550 метров.
В июле 2024 года в интернете появилась информация, что Сокольническую линию планируют продлевать за "Бульвар Рокоссовского" в сторону Ярославского шоссе. Причём построить хотят лишь две станции: "МГСУ" и "Ярославская". Общая длина участка составит 8,5 км. Из них 5 - это перегон между "Бульваром Рокоссовского" и "МГСУ". То есть для такого длинного тоннеля требуется больше эвакуационных выходов. Москвичи уже переживают, не отразится ли прокладка метро на состоянии Национального парка "Лосиный остров". Именно под ним пройдёт новый участок линии.
В июле 2025 году московские власти сообщили, что приступили к созданию проекта будущих станций. По словам столичного мэра, закончить строительство планируют к 2030 году. Таким образом, спустя 40 лет работы, станция "Бульвар Рокоссовского" на Сокольнической линии перестанет быть конечной.
Если вам нравится тема метро, можете прочитать мою статью о соседней станции "Черкизовская". У неё также довольно интересная судьба:
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!