Найти тему
О Москве нескучно

История "Черкизовской": многие считают станцию страшной, но у неё невероятно глубокая и красивая идея оформления

Оглавление

Почему станцию построили именно здесь? Откуда взялось её название? Что находилось рядом на момент строительства, и правда ли, что это сыграло большую роль для создания проекта? Чему посвящено оформление станции? Как правильно рассматривать витражи в торцах платформы? А также - куда исчезли украшения южного наземного вестибюля? И в каком виде некоторые из них восстановили? Об этом и не только расскажу сегодня.

Первая за четверть века

Станция "Черкизовская" открылась 1 августа 1990 года. До этого на Сокольнической линии не вводили в строй новых платформ аж с 1965. С тех пор на протяжении 25 лет конечной являлась "Преображенская площадь". Конечно, метро требовалось и в более отдалённые районы Москвы. Поэтому появился участок до "Улицы Подбельского" (сейчас "Бульвар Рокоссовского") с промежуточной станцией "Черкизовская". Проекты продления были разными. Предлагали, например, довести линию вдоль Щёлковского шоссе до автовокзала, но в итоге выбрали другой вариант.

Перспективная схема развития Московского метро 1975 года. Обратите внимание, что здесь линия шла до "Щёлковской" и даже дальше. В Метрогородок предполагалось сделать ответвление. Картинка отсюда: https://www.metro.ru
Перспективная схема развития Московского метро 1975 года. Обратите внимание, что здесь линия шла до "Щёлковской" и даже дальше. В Метрогородок предполагалось сделать ответвление. Картинка отсюда: https://www.metro.ru

Название "Черкизовская" отсылает нас к истории местности. Когда-то здесь находилось село Черкизово. Оно упоминается в документах с 1378 года, как собственность ордынского царевича Серкиза. После поступления на службу к Дмитрию Донскому и крещения он стал Иваном Серкизовым. Иногда его фамилию указывали, как Черкизов. Отсюда и возникло наименование. Интересно, что такое же название имели ещё несколько сёл в разных направлениях от Москвы (например, на территории современного Молжаниновского района). Все они принадлежали одному человеку.

К моменту строительства метро это был сложившийся район. Во-первых, рядом находилось немало многоквартирных домов. Во-вторых, по соседству располагался стадион "Локомотив". Он менял свой облик несколько раз. Появился в середине 1930-х, потом перестраивался в 1960-х. Современную арену открыли в 2002 году. Она стала исключительно футбольной. До этого здесь, например, могли проводить соревнования по лёгкой атлетике. Кроме того, уже за Окружной железной дорогой, находились корпуса университета физической культуры (у него сейчас такое длинное название, что не выговорить: многие произносят просто РГУФК).

Тайный смысл оформления

Глубина заложения "Черкизовской" 11 метров, а значит строили её открытым способом. Проект создавали Виктор Черёмин и Александр Вигдоров. Многие считают, что эта станция - воплощение архитектурной скуки. Тёмное оформление, а также материал путевых стен, похожий на сайдинг. Однако если знать куда и как смотреть, то вам откроется тайный замысел архитекторов. Не зря так много я писал о месте расположения "Черкизовской". Это и определило её внешний облик.

Оформление станции решили посвятить физкультуре и спорту. Как "средству гуманистического формирования человека". Путевые стены отделали анодированным алюминием. Вживую цвет напоминает бронзовый. Наверху металлические панели заканчиваются нишами. В них разместили лампочки. Свод оставили белым, чтобы он отражал больше света. Получился необычный эффект. Если вы находитесь на платформе, то "Черкизовская" воспринимается мрачной. Но попробуйте немного подняться по лестнице к одному из выходов и обернуться: вы увидите, что станция выглядит намного светлее, чем казалось.

Но самое интересное это витражи. Они располагаются над обоими выходами в город. У северного вы можете увидеть композицию из колесницы с четвёркой лошадей. Управляет ими возничий, который держит пальмовую ветвь. По обеим сторонам располагаются круги. Вот что они обозначают, если смотреть слева направо. Треножник с огнём; мальчик на дельфине (союз природы и человека); победитель в метании копья; соревнования по бегу; Геркулес, борющийся со змеёй. Всё вместе отсылает нас к зарождению Олимпийского движения в Древней Греции.

Витраж над лестницей северного выхода, 2012. Присмотритесь внимательнее - заметите много интересных деталей. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com
Витраж над лестницей северного выхода, 2012. Присмотритесь внимательнее - заметите много интересных деталей. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com

Новое - это всегда хорошо?

С южной стороны находится не менее интересный витраж. Он выполнен в похожей стилистике, но здесь уже запечатлена современность. В центре композиции тройка парящих дельтапланеристов. По бокам снова круги. Пегас (символизирует поэзию и природу); семейный отдых на открытом воздухе; соревнования по художественной гимнастике; космонавт и восстановленные Воскресенские ворота (на момент строительства станции их ещё не восстановили). Автором обоих панно выступил художник Андрей Кузнецов.

Витраж над эскалаторами южного выхода в город, 2016. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com
Витраж над эскалаторами южного выхода в город, 2016. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com

Сам Кузнецов говорил, что композиция должна восприниматься пассажирами постепенно. То есть чем ближе человек подходил к лестнице или эскалатору на выход, тем больше открывалось его взору. Цвета тоже выбрали неслучайно. Голубой, синий, жёлтый, оранжевый, зелёный и белый отсылают нас к солнцу, воздуху, воде и цветущей природе. Так что, несмотря на типовую конструкцию, глубине замысла с точки зрения оформления "Черкизовской" могут позавидовать даже некоторые станции сталинского ампира.

Цветовая гамма на примере витража над северным выходом, 2016. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com
Цветовая гамма на примере витража над северным выходом, 2016. Фото отсюда: https://kviten.livejournal.com

К сожалению, сейчас уже не получится увидеть оригинальную отделку южного наземного вестибюля. Там также имелись красивые витражи, в том числе один с олимпийской символикой. Они уже не несли столь сложную смысловую нагрузку, как те, что располагались на платформе. Художник Андрей Кузнецов говорил, что создавал их для контраста. Когда пассажиры поднимались наверх, то за счёт цветовой гаммы витражей у них бы повышалось настроение.

Кроме того на потолке были интересные светильники, напоминавшие те, что располагаются на станции "Ботанический сад". Однако после реконструкции 2016 года всё это исчезло. Вестибюль соединили со станцией МЦК, а через несколько лет с Восточным вокзалом. Частично витражи попытались воссоздать. То есть это похожие композиции, только сделали их заново. Смотрятся они уже совсем по-другому.

Сегодня "Черкизовская" стала более многолюдной. Если посмотреть статистику, то за первые три квартала 2022 года станцией воспользовались 8,7 млн человек. Раньше пассажиропоток здесь был непостоянным: интенсивный только во время футбольных матчей. В остальное время станция практически пустовала. Но с открытием МЦК, а потом и Восточного вокзала, количество людей стало намного больше. Теперь это крупный транспортный пересадочный узел.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!