Найти в Дзене
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Чай/чаепитие в литературе, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве
подборка · 124 материала
2 недели назад
Петербургские чайные типы
Декабрь – первый месяц календарной зимы. В ожидании соответствующей погоды мы нашли зимние чайные сюжеты, созданные художником-иллюстратором Виктором Сильвестровичем Шпаком на страницах дореволюционных журналов. Художник Виктор Сильвестрович Шпак (1847-1884) был уроженцем Белостока (сейчас город относится к Польше). Еще мальчиком вместе с семьей он переехал в Санкт-Петербург, где на его способности к рисованию обратил внимание педагог Василеостровской бесплатной школы Федор Федорович Резенер. Уже первые рисунки молодого Шпака пользовались успехом и публиковались в журналах...
2 месяца назад
Кустодиев: чай с Левшой
Продолжаем изучать чайные сюжеты Бориса Михайловича Кустодиева. В 1924 году родился новый московский театр –МХАТ 2-й. Молодой режиссер Алексей Дикий решил поставить спектакль в духе хорошо знакомого простому зрителю балаганного представления, высмеивающего «царскую» Россию. Пьесу режиссер предложил написать Замятину, так родилась «Блоха» по мотивам народных сказов о тульском мастере и повести Лескова «Левша». После неудачи с одним художником-сценографом был приглашен Борис Михайлович Кустодиев....
202 читали · 2 месяца назад
Девушки с самоварами
«Ярко вычищенный самовар так и сиял, отражая на своих крутых боках лампу и чашки», – читаем в повести Петра Петровича Гнедича «За рампой» (1893 год). Сделали подборку картин, на которых девушки заняты чисткой самоваров. Начать решили с натюрморта Ольги Петровны Приклонской (1879-1966): самовар после чистки. Каждую субботу было принято вооружаться мочалом, тряпками, золой или песком, или тертым кирпичом с уксусом и придавать самоварам тот самый яркий блеск. В романе Гнедича «Китайские тени» (1895...
483 читали · 2 месяца назад
Чай по-крестьянски
Представляем новую подборку сюжетов на тему крестьянского чаепития. Начнем же мы с чашки, выполненной в первой четверти XIX века на знаменитом фарфоровом заводе Франца Гарднера. Изображения женщин в русских сарафанах и кокошниках созданы в духе романтизированных представлений о русской сельской жизни. В подобной же романтическо-идеализированной манере петербургский гравер Петр Вдовичев изобразил в 1830-х годах «Посиделки и танцы в деревенской избе». В дверном проеме виден стол с самоваром: культура чаепития органично вошла в старинную традицию посиделок...
252 читали · 2 месяца назад
В чайной художника Репина
«В чайную ходим, чайком балуемся». «Компания вошла в чайную... На стойке лежали грудой булки, крендели и баранки, на отдельной подставке около стойки кипел громадных размеров позеленевший самовар». «Они зашли в попавшую по дороге чайную. В чайной сидели извозчики в нагольных полушубках и валенках, сидели разносчики с жестянками у пояса, два-три слесаря или кузнеца с руками и лицами, вымазанными сажей, баба в красном платке с грудным ребенком за пазухой армяка, трубочист, два дворника, около которых на столе лежали два картуза с медными знаками»...
193 читали · 2 месяца назад
Социальное значение чая
В 1892 году известный чаеторговец-миллионер Александр Григорьевич Кузнецов, создатель торгово-промышленного товарищества «Преемник Алексея Губкина А. Кузнецов и К°», издал фундаментальную монографию экономиста Андрея Павловича Субботина «Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая». Мы решили привести цитаты из главы, которая называется «Социальное значение чая». «Из характеристики чая как предмета питания можно сделать вывод о его широком социальном значении...