41K подписчиков

Опасность detected: как распознать телефонных мошенников

1,7K прочитали

Большинство россиян сталкивались с телефонным мошенничеством — получали звонки от неизвестных людей, которые выдают себя за других и пытаются заставить собеседника действовать в своих интересах.

Наверняка вы знаете реальные случаи, когда люди верили злоумышленникам и в итоге теряли свои деньги. Мошенники с успехом пользуются старыми, «проверенными» методами и придумывают новые способы обмана, подстраиваясь под новостную повестку. Из последнего — предложения от аферистов об оформлении «белого» билета и справки о непригодности к военной службе в период частичной мобилизации.

Мы собрали 8 самых популярных уловок и 3 совета, которые защитят вас от обманщиков.

Большинство россиян сталкивались с телефонным мошенничеством — получали звонки от неизвестных людей, которые выдают себя за других и пытаются заставить собеседника действовать в своих интересах.

Телефонное мошенничество получило специальный термин «вишинг», от английского voice phishing: голосовой фишинг или выуживание. Цель мошенника — убедить жертву совершить какие-то действия или сообщить конфиденциальную информацию.

Вот несколько распространённых схем, которыми пользуются злоумышленники.

Звонок из службы безопасности банка

Вам звонит незнакомец. Номер входящего звонка очень похож на номер банка — например, совпадают последние цифры. Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка. Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» или «в системе произошел сбой». Он просит у вас полные данные карты, CVV- или CVC-код, код из СМС или пароль для входа в личный кабинет. Это нужно якобы «для сохранности ваших денег». На самом деле, сообщив эти данные, вы рискуете потерять деньги.

Автоматизированные колл-центры

Вам звонит робот — будто бы от банка. Он сообщает, что ваша карта «заблокирована в связи с подозрительной операцией», просит вас перезвонить для выяснения подробностей и диктует номер. По этому номеру отвечает мошенник под видом сотрудника службы безопасности — пугает вас потерей денег и настойчиво предлагает их «спасти», переведя на «безопасный счёт», либо старается выманить секретные данные (например, логин от СберБанк Онлайн или код из СМС).

Важно: иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального. Если сомневаетесь — прервите общение и перезвоните по официальному номеру банка самостоятельно.

Звонок из прокуратуры

Мошенник звонит и сообщает, что некий сотрудник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением и в его отношении ведутся следственные действия. Через некоторое время мошенник звонит вам под видом «представителя прокуратуры». Он просит вас помочь следствию — предоставить информацию о счёте для проведения «проверок», а также убеждает перевести свои деньги на «специальный счёт» для гарантии их сохранности.

Выигрыш в лотерее

Данный сценарий подразумевает не запугивание жертвы, а напротив — рассказ о некой радостной новости: выигрыш, выплата или бонус, эксклюзивное предложение или хорошая скидка. Чтобы не упустить такую выгоду, вам предлагают прямо сейчас совершить нужные мошенникам действия, например, продиктовать номер карты и код из СМС.

Приложение-кошелёк с «защищённой» картой

Злоумышленник звонит от имени банка и говорит, что для вас выпущена новая, особо защищённая карта. Такую карту якобы нужно добавить в мобильное приложение-кошелёк и перевести на неё деньги с других карт «для сохранности». Если вы под диктовку мошенника привяжете к приложению-кошельку свою карту и пополните её, деньги уйдут мошеннику. Дело в том, что в такое приложение можно добавить любую, даже чужую карту, а имя поставить какое угодно — мошенники этим пользуются.

Перевод по ошибке

Вы оставили своё имя и номер телефона на сайте бесплатных объявлений. Вскоре кто-то присылает вам с мобильного телефона СМС, подделанное под банковское сообщение о зачислении средств. Затем с другого номера приходит СМС или поступает звонок — вам объясняют, что перевод совершен по ошибке, и просят вернуть деньги. Вы жалеете человека, который допустил оплошность, и забываете проверить последние операции в личном кабинете. После перевода мошенники исчезают.

Брокерские или дилерские услуги

Вам звонит незнакомец, который называет себя представителем брокерской или дилерской компании, предлагает инвестировать деньги и обещает высокий доход. Вы соглашаетесь открыть счёт и самостоятельно переводите деньги на карту третьего лица. Мошенники пропадают, вернуть деньги после этого будет крайне сложно.

«Мама, я попал в беду»

Одна из первых в России вишинговых схем и старый, но до сих пор работающий способ. Жертве поступает звонок якобы от члена семьи или сразу от «сотрудника правоохранительных органов». Они сообщают, что родственник попал в неприятную ситуацию: устроил ДТП, задержан с наркотиками и т.д. По итогам разговора жертву просят перечислить или передать курьеру крупную сумму денег для «решения вопроса».

Большинство россиян сталкивались с телефонным мошенничеством — получали звонки от неизвестных людей, которые выдают себя за других и пытаются заставить собеседника действовать в своих интересах.-2

Запомните эти сценарии и будьте готовы прервать общение с преступниками как можно скорее. Но даже если мошенники придумают совсем новую схему, вы сможете сохранить свои деньги, последовав нашим советам.

Совет №1: узнать, с кем вы разговариваете

Первым делом проверьте, подключен ли у вас сервис «Проверка входящих звонков» в разделе «Безопасность» в приложении СберБанк Онлайн. Он информирует о звонках с известных нам номеров мошенников — если увидите, что звонок небезопасный, сможете просто не брать трубку.

Если вы все же ответили на звонок и вас пытаются ввести в заблуждение, помните: важно не выпускать инициативу из своих рук. Вы ничего не должны звонящему, напротив, это он должен объяснить вам причину своего звонка.

Ваша задача — понять по ходу разговора, можно ли доверять собеседнику. Если звонок поступил якобы от вашего родственника, но с незнакомого номера, спросите что-то, что может знать ваш настоящий родственник. Варианты вроде «мама, ты чего, это я» не принимаются. Слышите в ответ что-то неубедительное — смело бросайте трубку, блокируйте этот номер в телефоне и сообщите нам о звонке мошенников.

Если звонит якобы сотрудник банка, при малейшем сомнении положите трубку, перезвоните в банк сами и уточните, есть ли к вам какие-то вопросы. Подобным же образом действуйте и в случае со звонками представителей правоохранительных органов.

Совет №2: не раскрывать тайн

Даже если вы не нашли причин усомниться в личности звонящего, это не повод ему доверять. Ни в коем случае не сообщайте данные своих карт, размер денежных сумм на счетах и любую иную конфиденциальную информацию.

Если собеседник просит вас совершить такие действия — попрощайтесь с ним и перезвоните в банк.

Совет №3: не торопиться

Самое главное при общении с мошенниками — спокойствие и рассудительность. Противник будет провоцировать вас на импульсивные и необдуманные поступки. Но подобные попытки сразу должны вызвать у вас подозрение. Не выполняйте ничего из того, что требует от вас звонящий, прекратите разговор и сообщите о случившемся в банк.

Единственная ситуация, в которой действительно стоит поторопиться — это если вы заметили несанкционированное списание денежных средств. Об этом следует уведомить банк как можно быстрее — на горячую линию 900 с территории РФ или по номеру +7 (495)-500-55-50, если вы находитесь за рубежом.

Всё остальное — лишь уловка, чтобы вывести вас из душевного равновесия с целью дальнейшего обмана и выманивания ваших средств.

Большинство россиян сталкивались с телефонным мошенничеством — получали звонки от неизвестных людей, которые выдают себя за других и пытаются заставить собеседника действовать в своих интересах.-3

Регулярно повышайте уровень ваших знаний — в критической ситуации это поможет вам защититься от обмана. Необходимо иметь базовое представление о технологиях, которые вы используете в повседневной жизни, и помнить основные правила «цифровой гигиены».

Мы регулярно публикуем материалы о безопасности и финансовой грамотности в канале «Осторожно, мошенники!» в СберБанк Онлайн и канале Сбера в Телеграм. А ещё мы создали Кибрарий — библиотеку знаний по кибербезопасности. Читайте сами, делитесь с близкими, и пусть мошенники обходят вас стороной 😎