Найти в Дзене
Человек с камерой

Как испытывают самолёты. Побывал в ЦАГИ и рассказываю

Все летательные аппараты были когда-то просто чьей-то фантазией. Потом их рисовали на бумаге, делали массу всяких расчётов, создавали макеты. Но прежде чем самолёт или вертолёт будет воплощён в металле и оторвётся от земли над ним произведут ещё массу всяких испытаний.

Модель самолёта на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Модель самолёта на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

Будущий самолёт будут гнуть, растягивать, трясти, ломать, морозить, перегревать, и всё для того, чтобы быть уверенными, что он сможет благополучно взлететь, совершить полёт и приземлиться.

МС-21 на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
МС-21 на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Як-152 на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Як-152 на испытаниях в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

Происходит это например так (запись ускорена). Самолёт гнут и качают вот так целыми днями без остановки, что бы убедиться, что всё соответствует заявленной прочности и не оторвётся в полёте. Нагрузки будут значительно сильней, чем те, которые возникают в реальной жизни. Аэрофобы могут не переживать, когда видят в иллюминатор, что их самолёт «машет» крыльями во время турбулентности. Это норма. Нет, не сломается, потому что всё проверено и испытано ещё до того как самолёт пустили в серийное производство.

ЦАГИ это огромный научный комплекс в Подмосковье, в котором уже более 75 лет производят испытания летательных аппаратов. Да и не только летательных. В его аэродинамических трубах и на динамических стендах испытывают так же мосты, высотные здания, и некоторые другие нелетающие объекты, которым так же предстоит испытывать на себе удары стихии.

Испытания на динамическом лётном тренажёре в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Испытания на динамическом лётном тренажёре в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

Вообще, на территории ЦАГИ полно всяких секретных локаций, в которых не то что снимать, а даже находиться постороннему человеку категорически запрещено, да и у самих работников разные уровни доступа. Но если очень сильно попроситься, кое-что всё же покажут и расскажут. Как-никак, это часть большой авиационной истории не только России и бывшего СССР. Некоторые испытательные стенды настолько уникальны, что их нет даже у НАСА, Боинг и Эирбас: эти ребята испытывали некоторые свои разработки здесь. Кое-какие локации даже неоднократно светились в фильмах и сериалах.

Испытания на лётном тренажёре в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Испытания на лётном тренажёре в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

А вот как выглядит самая большая в Европе (и вторая в мире) аэродинамическая труба Т-101. В ней создаётся поток воздуха скоростью до 52 м/с. Общая мощность вентиляторов 30 Мвт. Сечение трубы 24х14 метров. Здесь испытывались практически все советские и российские летательные аппараты и многие инженерные сооружения. Не все из них, правда, целиком и в натуральную величину, хотя стенд позволяет устанавливать на испытания объекты длинной до 30 метров с размахом крыльев до 18 метров.

Аэродинамическая труба Т-101 в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Аэродинамическая труба Т-101 в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

Забрался внутрь этой громадины. Внутри темно, как в тоннеле метро (да, там я тоже бывал). И тут вдруг оказываешься перед огромным вентилятором, размером с пятиэтажку. Если его включат и раскрутят на полную мощность, скорее всего меня бы сдуло.

Внутри аэродинамической трубы Т-101. Фото: Роман Вуколов.
Внутри аэродинамической трубы Т-101. Фото: Роман Вуколов.

Другая труба, Т-128, хоть и не впечатляет такими размерами (правда, тоже большая, целое здание занимает), зато создаёт трансзвуковой поток до 1400 км/ч. На такой скорости реактивные истребители летают. Внутрь попасть не удалось из-за проводящихся испытаний. Только сверху на ней постоял.

Аэродинамическая труба Т-128 в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.
Аэродинамическая труба Т-128 в ЦАГИ. Фото: Роман Вуколов.

Я профессионально снимаю для рекламы и репортажа в том числе и промышленные объекты: бывал на атомных станциях, на строительстве тоннелей метро, аэропортов и больших кораблей. Но вот этим штуковинам из ЦАГИ удалось меня впечатлить.