Найти в Дзене
Александр Долгих

Кто такая боярыня Морозова и почему её все знают?

Оглавление

Все видели картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Но кто она такая и чем известна?

Феодосия Морозова ― главная подвижница старообрядчества. В своей жизни она столкнулась с церковным расколом, который предопределил всю её дальнейшую жизнь. Одни до сих пор считают Морозову одержимой и принёсшей себя в жертву бессмысленно. Другие ― попавшей под влияние религиозного фанатика Аввакума, который, возможно, позавидовал её богатствам и положению. Для третьих же её жизнь являет собой подвиг, состоящий в борьбе за собственные убеждения и атрибуты истинной веры.

Реформы Никона и церковный раскол

В 1600-е годы в России произошёл церковный раскол, ставший огромной проблемой для многих жителей страны. На русском троне тогда сидел Алексей Михайлович ― второй русский царь из династии Романовых. Его прозвали «Тишайший», но уже с 1650-х годов такое «тихое» царствование превратилось в непрерывную череду кризисов, военных конфликтов и внутренних беспорядков.

В 1646 году царю представили священнослужителя Никиту (Никона) Минина. Романову он понравился, потому тот и остался при дворе. В 1652 году Никон уже занял патриарший престол и стал готовить реформу церкви. Новый патриарх решил редактировать церковные книги, изменив их по греческим канонам: например, нужно было писать «Иисус» вместо «Исус». Дальнейшие изменения требовали креститься тремя пальцами вместо двух, петь «Аллилуйя» трижды вместо двух раз, делать не «земные», а поясные поклоны, крёстный ход совершать против солнца, а не за ним итак далее.

Портрет патриарха Никона.
Портрет патриарха Никона.

Только вот такие нововведения многим пришлись не по душе, ведь реформа насаждалась жестокими методами (гонениями, пытками, поджогами домов старообрядцев), потому среди верующих наметилось серьёзное противостояние. Народ же всё понял: новые церковные традиции необходимы были царю для окончательного закрепления крепостничества.

Но и сам Никон, чья деятельность стала причиной череды ужасных событий, не избежал жестокого возмездия. Путешествуя по стране, он убедился, что большая часть населения противится реформам. Позднее Никон покаялся, сложил с себя обязанности патриарха и ушёл в монастырь в ожидании церковного суда над собой. В 1666 году на Большом Московском соборе Романов обвинил Никона в самовольном оставлении церкви и отречении от патриаршества, что оскорбило царя. За это и ряд других преступлений Никона заточили в монастырь навечно. Но это всё присказка, а теперь перейдём к рассказу о боярыне Морозовой.

-3

Деятельность боярыни Морозовой

Феодосия Прокофьевна Морозова (урождённая Соковнина) была верховной дворовой боярыней, то есть приближённой самого царя. В 17 лет умная и образованная красавица Феодосия вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, являющегося родственником правящей династии Романовых. Когда боярыне было 30 лет, её муж умер, оставив богатое наследство. Если верить сохранившимся документам, Феодосия и её малолетний сын имели не менее 300 домашних слуг, до 8000 крестьян, несколько усадеб, дорогую карету, оформленную серебром и инкрустацией, запряжённую 12 лошадьми, несчитанное количество слуг и рабов обоего пола.

Но от всего этого боярыня была вынуждена отказаться ради своих убеждений. Когда началось реформирование церкви, Феодосия оказалась на стороне старообрядцев. Одним из них был протопоп Аввакум, которого репрессировали, сослали на 11 лет в Сибирь, заточили в земляную тюрьму, сожгли заживо, но так и не смогли сломать его веру.

-4

Морозова тесно общалась с Аввакумом, что сильно не нравилось царю. Она укрывала в своих владениях монахов, бездомных, нищих и всех, кто боролся за «старую» веру. Царь предупредил Феодосию, что её убеждения и поведение могут привести к печальным последствиям, и Морозова, боясь потерять роскошное имущество, сперва согласилась с ним. Позднее же Аввакум убедил её проклясть «ересь никониянскую». Царь среагировал незамедлительно, приказав отнять у боярыни лучшие земли и имения.

Арест боярыни Морозовой

Когда раскольников отлучили от церкви, объявив вне закона, Феодосия тайно в 1670 году постриглась в монахини, приняв имя Феодора. В 1671 году она совершила демонстративную провокацию, не явившись на свадьбу царя с Натальей Нарышкиной (будущей матерью Петра Первого). Поговаривали, что истинной причиной неявки была романтическая связь Морозовой и царя, что даже её сын, рождённый ещё до смерти мужа, на самом деле был ребёнком Алексея Михайловича. Уже осенью её арестовали, стали пытками склонять к принятию новой веры, но ни патриарха, ни прочих архиереев она не послушала. Имели место быть и манипуляции ребёнком, но Морозова сказала: «Христа люблю более чем сына».

Кадр из фильма "Раскол", 2011 год. Режиссёр: Николай Досталь. Юлия Мельникова в роли боярыни Морозовой.
Кадр из фильма "Раскол", 2011 год. Режиссёр: Николай Досталь. Юлия Мельникова в роли боярыни Морозовой.

Феодосию отвезли на место заключения ― в Псковский Печерский монастырь на Арбате. Всё имущество и слуг отняли, буквально «обратили в доход государства». По приказу царя, к её сыну Ивану приставили воспитателей, но он вскоре умер при невыясненных обстоятельствах. Этот факт ещё больше укрепил веру Феодосии Прокофьевны в то, что царь, как и предсказывала тётка ещё до свадьбы, «демон, чёрный человек». В 1675 году Морозову перевели в Боровский монастырь и посадили в земляную тюрьму. Она умерла от голода холодной ноябрьской ночью в возрасте 43 лет, не изменив религиозных убеждений, и перед смертью попросив охранника лишь постирать в реке её рубаху.

Современные религиозные деятели, и, особенно, старообрядцы, считают Феодору святой ― преподобной исповедницей и мученицей.

Феодосия Морозова в литературе и искусстве

Первым произведением, посвящённым Феодосии Прокофьевне, стало «Житие боярыни Морозовой», написанное протопопом Аввакумом, находившимся в заключении в монастыре.

-6

В 1887 году Василий Иванович Суриков написал картину «Боярыня Морозова», посвящённую церковному расколу XVII века. Картина не совсем отражает произошедшие события: в монастырь Феодосию Прокофьевну везли крепко связанной, но такой вариант изображения был бы не интересен. Сама главная героиня написана с настоящей старообрядки, которую Суриков как-то встретил на кладбище. Рука Морозовой на картине воздета вверх: она как бы крестит двумя перстами окружающих, одновременно прощаясь со «старой Русью». Таким же старообрядческим жестом ей отвечает и нищий, сидящий на снегу (правая сторона картины). Сочувствующая девушка в толпе также складывает на груди руки, как это делали старообрядцы. Сама боярыня символически «уезжает в бессмертие», в то время когда вокруг бушуют человеческие страсти.

Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных статей: