Предыдущая часть:
За Дуччо последовал другой известный живописец, распространивший свою школу за пределы своей малой родины и даже Италии.
Благодаря нему сиенская школа стала на какое-то время даже более популярной, чем флорентийская.
Этот ученик Дуччо, Симоне Мартини (ок. 1284–1344), работал в Авиньоне в Папском дворце, а также в Ассизи, Риме и Неаполе.
Благодаря работам Мартини в Авиньоне характерные черты сиенской живописи проникли на территорию Франции, а затем распространились и по всей Европе.
Эти черты (композиция и колорит византийской традиции и линеаризм западной готики) составляют то, что называется итало-готическим стилем, предшественником интернациональной готики.
Мы мало что знаем о Симоне Мартини.
При создании некоторых картин он сотрудничал со своими шурином Липпо Мемми и братом Донато.
Также известно о его дружбе с поэтом Франческо Петрарка, они сблизились в Авиньоне, когда туда приехал Симоне Мартини и выяснилось, что они оба были тосканцами.
Первая известная нам работа Симоне Мартини написана на его родине, в Сиене.
Palazzo Pubblico (или Общественный дворец), свидетельство величия города, было только что завершено (в первые годы XIV века). Его великолепный фасад выходил на главную площадь города; призматическая башня (Torre del Mangia), стройная, высотой более 100 метров, была даже выше, чем у города-соперника, Флоренции.
Внутри этого здания, в зале Совета старейшин (Sala del Consiglio), Симоне Мартини было поручено нарисовать Богородицу, покровительницу города, председательствующую на собраниях. Она окружена святыми-покровителями, теми самыми, которые сопровождают Мадонну на алтаре Дуччо в соборе, а у её ног несколько коленопреклоненных ангелов протягивают ей стеклянные вазы, полные роз.
Здесь Богородица – это уже не почти византийская фигура с алтаря Дуччо, а элегантная дама, белокурая и изящная, какими были сиенские девушки, с вьющимися волосами, маленькими глазами и тонкими губами.
Она носит королевскую корону, как это делали французские Девы, в то время как Мадонна Дуччо ходит без неё, как было принято у византийских Дев.
Её туника и мантия сшиты из тонкой ткани, носимой в 14 веке.
Святой Младенец – белокурый мальчуган, который одной рукой благословляет, а в другой держит исписанный свиток.
Святые покровители держат большой балдахин, закрывающий всю группу.
Трон выполнен в готическом стиле, который также контрастирует с древними тронами из слоновой кости Дуччо и Чимабуэ и с мраморной и мозаичной мебелью в римском стиле, которую Джотто использовал для своих "Дев".
Судя по его первым работам, Симоне Мартини проявляет определенное пристрастие к французскому готическому искусству, которое в некоторой степени повлияло на него еще до того, как он переехал к папскому двору в Авиньон.
Святые и апостолы, окружающие Мадонну, менее индивидуальны и выразительны, чем фигуры, нарисованные Джотто; он следовал традициям Дуччо, с его аристократическим спокойствием и мягким выражением лиц.
Симоне Мартини написал эту работу для Зала совета в 1315 году, всего через четыре года после того, как был закончен алтарь Дуччо, что указывает на то, что к тому времени он уже был известным живописцем.
Закончив эту работу, Мартини, вероятно, отправился в Неаполь, но в 1324 году вернулся в Сиену.
В том же году женился, и прожил там до 1328 г.
Именно тогда он написал портрет “достопочтенного военного капитана” Гвидориччо да Фольяно, который только что подчинил деревни Монтемасси и Сассофорте, восставшие против Республики Сиена.
Эта фреска — одна из самых интересных работ Sienese Communal Palace.
Мы видим ужасный пустынный и печальный ландшафт, пересеченный частоколами, зубчатыми башнями и боевыми машинами, над которым ещё до начала боя уже дует ледяной ветер cмерти.
Помимо этих официальных заказов от правительства республики, Мартини очень мало работал в Сиене; его нрав больше соответствовал характеру неаполитанских принцев Анжуйских, просвещенных покровителей искусств.
Французская династия Неаполя, основанная Карлом I Анжуйским (братом короля Франции Людовика IX или Людовика Святого), произвела на свет несколько прославленных принцев и некоторых святых; а их принцессы были примерами христианского благочестия и аристократического благородства.
Один из королей Неаполя, Роберт Анжуйский, друг Петрарки, надел корону, когда его старший брат Людовик (Святой Людовик Тулузский) отрекся от престола, чтобы стать францисканцем.
В ордене францисканцев он приобрел репутацию святого и был канонизирован.
Король Роберт захотел прославить своего брата-монаха, поручив Симоне Мартини написать в 1317 году картину для одного из алтарей San Lorenzo Maggiore в Неаполе.
На ней святой принц, одетый как францисканец, держит в правой руке посох, а другой рукой протягивает Роберту королевскую корону. И святой, и король Роберт носят искусно нарисованные одежды, как Дева из дворца Сиены.
По просьбе королевской семьи Неаполя Симоне Мартини переехал в Ассизи, чтобы работать над украшением базилики в тех её участках, которые остались незакрашенными.
В предыдущей статье мы рассказывали, что верхняя церковь базилики Ассизи была украшена в конце 13 века Пьетро Каваллини, Чимабуэ, а затем Джотто и его учениками.
Сиенская школа также должна была внести свой вклад в украшение храма святого в Ассизи. Мастер Дуччо не работал в базилике, но Мартини и его ученики работали.
Короли Неаполя заказали ему украшение часовни Сан-Мартино, и на её стенах художник изобразил четыре сцены из легенды об этом святом: Святой Мартин делит свой плащ с бедными; сны святого, который видит Христа, появляющегося перед ним в окружении ангелов со светлыми волосами; затем сцена, в которой святого посвящают в рыцари, и, наконец, когда он отказывается перед палаткой императора от оружия в пользу креста, который он держит в руке.
Архитектура и пейзажи, написанные в этих сценах, по-прежнему условны, с художественной точки зрения главный интерес Симоне Мартини заключается в выразительности фигур.
На входной стене часовни есть фрагмент высокой стены, где внутри маленьких арок нарисованы прекрасные изображения святых (как мужского, так и женского пола), которые были самыми почитаемыми святыми тех времен: святой Франциск и святой Антоний Падуанские, святая Екатерина Александрийская и святая Мария Магдалина, а также святые королевской семьи Неаполя, заказавшие украшение: Святой Людовик, король Франции, Святой Людовик Тулузский, святая Клара и святая Елизавета Венгерская.
Последняя — прекрасная дама, одетая в просторное одеяние, с золотистой косой на голове, она особенно похожа на одну из тех набожных принцесс Неаполитанского Анжуйского дома, которых называли “королевами Иерусалима и Сицилии, смиренными служанками и дочерьми Благословенного Франциска”.
Последние годы жизни Симоне Мартини работал в Авиньоне, где написал завещание и умер в 1344 году, через семь лет после смерти Джотто.
Все говорит о том, что его пребывание при папском дворе в Авиньоне было долгим и плодотворным, но, к сожалению, дворец пап долгое время служил казармой, и современным реставраторам пришлось восстанавливать ужасно разрушенное здание.
Только в комнатах одной из дворцовых башен сохранились остатки фресок в итало-готическом стиле, которые сегодня приписываются Маттео Джованетти из Витербо, и даже они ужасно изуродованы.
До сих пор мы описывали только фрески, но Мартини написал много других изображений на дереве, таких как неаполитанский алтарь и другие, которые сейчас хранятся в галерее Уффици.
Алтарь Уффици поразительной красоты; он был изготовлен в 1333 году для алтаря святого Ансана в Сиенском соборе и изображает Благовещение Пресвятой Богородицы.
Это самая популярная из работ Мартини.
Богородица, закутанная в мантию, съеживается от ангельского послания.
Перед нами молодая аристократка, которая не скрывает своего положения, несмотря на скромную одежду.
Ангел — андрогинная фигура; складки его мантии искусно указывают на то, как быстро он появился, что удивляет Деву и приводит ее в замешательство.
Эти две фигуры Благовещения контрастируют с двумя боковыми святыми, которые, возможно, являются работой его шурина, Липпо Мемми.
Похожие картины на дереве, легко переносимые, способствовали распространению репутации Симоне Мартини и пристрастия к сиенскому стилю по всей Европе.
Картины из Сиены прибывали из Авиньона в Бургундию. Другие были вывезены в Каталонию, что повлияло на характер картин барселонской школы на протяжении большей части XIV века.
Искусство Сиены также распространялось через миниатюры.
Сиенский стиль, сдержанный, предпочитающий чистые, яркие цвета с золотым фоном, идеально подходил для иллюстрации книг.
Симоне Мартини приписывают чудесно оформленный ватиканский требник и рукопись Вергилия, принадлежавшую Петрарке, на фронтисписе которой Мартини оставил свою подпись.
Продолжение: