Найти тему
Живописные истории

Сиенская школа живописи 14 и 15 веков. Часть 2. Симоне Мартини.

Предыдущая часть:

За Дуччо последовал другой известный живописец, распространивший свою школу за пределы своей малой родины и даже Италии.

Благодаря нему сиенская школа стала на какое-то время даже более популярной, чем флорентийская.

Этот ученик Дуччо, Симоне Мартини (ок. 1284–1344), работал в Авиньоне в Папском дворце, а также в Ассизи, Риме и Неаполе.

Благодаря работам Мартини в Авиньоне характерные черты сиенской живописи проникли на территорию Франции, а затем распространились и по всей Европе.

Эти черты (композиция и колорит византийской традиции и линеаризм западной готики) составляют то, что называется итало-готическим стилем, предшественником интернациональной готики.

Мадонна Симоне Мартини в Музее Пти-Пале (Авиньон)
Мадонна Симоне Мартини в Музее Пти-Пале (Авиньон)

Мы мало что знаем о Симоне Мартини.

При создании некоторых картин он сотрудничал со своими шурином Липпо Мемми и братом Донато.

Также известно о его дружбе с поэтом Франческо Петрарка, они сблизились в Авиньоне, когда туда приехал Симоне Мартини и выяснилось, что они оба были тосканцами.

Маэста. 1315 г. Сиена. Palazzo Pubblico
Маэста. 1315 г. Сиена. Palazzo Pubblico

Первая известная нам работа Симоне Мартини написана на его родине, в Сиене.

Palazzo Pubblico (или Общественный дворец), свидетельство величия города, было только что завершено (в первые годы XIV века). Его великолепный фасад выходил на главную площадь города; призматическая башня (Torre del Mangia), стройная, высотой более 100 метров, была даже выше, чем у города-соперника, Флоренции.

Внутри этого здания, в зале Совета старейшин (Sala del Consiglio), Симоне Мартини было поручено нарисовать Богородицу, покровительницу города, председательствующую на собраниях. Она окружена святыми-покровителями, теми самыми, которые сопровождают Мадонну на алтаре Дуччо в соборе, а у её ног несколько коленопреклоненных ангелов протягивают ей стеклянные вазы, полные роз.

Фрагмент
Фрагмент

Здесь Богородица – это уже не почти византийская фигура с алтаря Дуччо, а элегантная дама, белокурая и изящная, какими были сиенские девушки, с вьющимися волосами, маленькими глазами и тонкими губами.

Она носит королевскую корону, как это делали французские Девы, в то время как Мадонна Дуччо ходит без неё, как было принято у византийских Дев.

Её туника и мантия сшиты из тонкой ткани, носимой в 14 веке.

Святой Младенец – белокурый мальчуган, который одной рукой благословляет, а в другой держит исписанный свиток.

-4

Святые покровители держат большой балдахин, закрывающий всю группу.

Трон выполнен в готическом стиле, который также контрастирует с древними тронами из слоновой кости Дуччо и Чимабуэ и с мраморной и мозаичной мебелью в римском стиле, которую Джотто использовал для своих "Дев".

Судя по его первым работам, Симоне Мартини проявляет определенное пристрастие к французскому готическому искусству, которое в некоторой степени повлияло на него еще до того, как он переехал к папскому двору в Авиньон.

-5

Святые и апостолы, окружающие Мадонну, менее индивидуальны и выразительны, чем фигуры, нарисованные Джотто; он следовал традициям Дуччо, с его аристократическим спокойствием и мягким выражением лиц.

Симоне Мартини написал эту работу для Зала совета в 1315 году, всего через четыре года после того, как был закончен алтарь Дуччо, что указывает на то, что к тому времени он уже был известным живописцем.

Закончив эту работу, Мартини, вероятно, отправился в Неаполь, но в 1324 году вернулся в Сиену.

В том же году женился, и прожил там до 1328 г.

Именно тогда он написал портрет “достопочтенного военного капитанаГвидориччо да Фольяно, который только что подчинил деревни Монтемасси и Сассофорте, восставшие против Республики Сиена.

-6

Эта фреска — одна из самых интересных работ Sienese Communal Palace.

Мы видим ужасный пустынный и печальный ландшафт, пересеченный частоколами, зубчатыми башнями и боевыми машинами, над которым ещё до начала боя уже дует ледяной ветер cмерти.

Помимо этих официальных заказов от правительства республики, Мартини очень мало работал в Сиене; его нрав больше соответствовал характеру неаполитанских принцев Анжуйских, просвещенных покровителей искусств.

Французская династия Неаполя, основанная Карлом I Анжуйским (братом короля Франции Людовика IX или Людовика Святого), произвела на свет несколько прославленных принцев и некоторых святых; а их принцессы были примерами христианского благочестия и аристократического благородства.

Алтарь святого Людовика Тулузского, ок. 1317, Неаполь
Алтарь святого Людовика Тулузского, ок. 1317, Неаполь

Один из королей Неаполя, Роберт Анжуйский, друг Петрарки, надел корону, когда его старший брат Людовик (Святой Людовик Тулузский) отрекся от престола, чтобы стать францисканцем.

В ордене францисканцев он приобрел репутацию святого и был канонизирован.

Король Роберт захотел прославить своего брата-монаха, поручив Симоне Мартини написать в 1317 году картину для одного из алтарей San Lorenzo Maggiore в Неаполе.

На ней святой принц, одетый как францисканец, держит в правой руке посох, а другой рукой протягивает Роберту королевскую корону. И святой, и король Роберт носят искусно нарисованные одежды, как Дева из дворца Сиены.

Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Святой Мартин делит свой плащ с бедными
Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Святой Мартин делит свой плащ с бедными

По просьбе королевской семьи Неаполя Симоне Мартини переехал в Ассизи, чтобы работать над украшением базилики в тех её участках, которые остались незакрашенными.

В предыдущей статье мы рассказывали, что верхняя церковь базилики Ассизи была украшена в конце 13 века Пьетро Каваллини, Чимабуэ, а затем Джотто и его учениками.

Сиенская школа также должна была внести свой вклад в украшение храма святого в Ассизи. Мастер Дуччо не работал в базилике, но Мартини и его ученики работали.

Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Святого посвящают в рыцари
Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Святого посвящают в рыцари

Короли Неаполя заказали ему украшение часовни Сан-Мартино, и на её стенах художник изобразил четыре сцены из легенды об этом святом: Святой Мартин делит свой плащ с бедными; сны святого, который видит Христа, появляющегося перед ним в окружении ангелов со светлыми волосами; затем сцена, в которой святого посвящают в рыцари, и, наконец, когда он отказывается перед палаткой императора от оружия в пользу креста, который он держит в руке.

Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Отказ ототружия
Фреска из San Martino Chapel работы Симоне Мартини. Отказ ототружия

Архитектура и пейзажи, написанные в этих сценах, по-прежнему условны, с художественной точки зрения главный интерес Симоне Мартини заключается в выразительности фигур.

На входной стене часовни есть фрагмент высокой стены, где внутри маленьких арок нарисованы прекрасные изображения святых (как мужского, так и женского пола), которые были самыми почитаемыми святыми тех времен: святой Франциск и святой Антоний Падуанские, святая Екатерина Александрийская и святая Мария Магдалина, а также святые королевской семьи Неаполя, заказавшие украшение: Святой Людовик, король Франции, Святой Людовик Тулузский, святая Клара и святая Елизавета Венгерская.

Святая Клара и святая Елизавета Венгерская
Святая Клара и святая Елизавета Венгерская

Последняя — прекрасная дама, одетая в просторное одеяние, с золотистой косой на голове, она особенно похожа на одну из тех набожных принцесс Неаполитанского Анжуйского дома, которых называли “королевами Иерусалима и Сицилии, смиренными служанками и дочерьми Благословенного Франциска”.

Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном, работа Симоне Мартини в сотрудничестве с Липпо Мемми, 1333 год (Галерея Уффици, Флоренция).
Благовещение со святой Маргаритой и святым Ансаном, работа Симоне Мартини в сотрудничестве с Липпо Мемми, 1333 год (Галерея Уффици, Флоренция).

Последние годы жизни Симоне Мартини работал в Авиньоне, где написал завещание и умер в 1344 году, через семь лет после смерти Джотто.

Все говорит о том, что его пребывание при папском дворе в Авиньоне было долгим и плодотворным, но, к сожалению, дворец пап долгое время служил казармой, и современным реставраторам пришлось восстанавливать ужасно разрушенное здание.

Только в комнатах одной из дворцовых башен сохранились остатки фресок в итало-готическом стиле, которые сегодня приписываются Маттео Джованетти из Витербо, и даже они ужасно изуродованы.

До сих пор мы описывали только фрески, но Мартини написал много других изображений на дереве, таких как неаполитанский алтарь и другие, которые сейчас хранятся в галерее Уффици.

Алтарь Уффици поразительной красоты; он был изготовлен в 1333 году для алтаря святого Ансана в Сиенском соборе и изображает Благовещение Пресвятой Богородицы.

-13

Это самая популярная из работ Мартини.

Богородица, закутанная в мантию, съеживается от ангельского послания.

Перед нами молодая аристократка, которая не скрывает своего положения, несмотря на скромную одежду.

Ангел — андрогинная фигура; складки его мантии искусно указывают на то, как быстро он появился, что удивляет Деву и приводит ее в замешательство.

Эти две фигуры Благовещения контрастируют с двумя боковыми святыми, которые, возможно, являются работой его шурина, Липпо Мемми.

Похожие картины на дереве, легко переносимые, способствовали распространению репутации Симоне Мартини и пристрастия к сиенскому стилю по всей Европе.

Картины из Сиены прибывали из Авиньона в Бургундию. Другие были вывезены в Каталонию, что повлияло на характер картин барселонской школы на протяжении большей части XIV века.

Титульный лист кодекса Вергилия , 1340 г.
Титульный лист кодекса Вергилия , 1340 г.

Искусство Сиены также распространялось через миниатюры.

Сиенский стиль, сдержанный, предпочитающий чистые, яркие цвета с золотым фоном, идеально подходил для иллюстрации книг.

Симоне Мартини приписывают чудесно оформленный ватиканский требник и рукопись Вергилия, принадлежавшую Петрарке, на фронтисписе которой Мартини оставил свою подпись.

Продолжение: