Найти тему
Живописные истории

Сиенская школа живописи 14 и 15 веков. Часть 3. Пьетро и Амброджо Лоренцетти

Предыдущая часть:

Следующим поколением после Симоне Мартини (ок. 1284–1344) можно условно назвать братьев Пьетро (ок. 1280-1348) и Амброджо Лоренцетти (1290–1348), которые соединили мягкость сиенского стиля с некоторыми чертами школы Джотто.

С величайшим достоинством они сохранили характерный стиль сиенской живописи.

Работали братья в Сиене, на своей родине, и в Ассизи.

Их жизнь в 1348 году оборвала “черная смерть”, унесшая большую часть населения Европы.

Фрески Пьетро Лоренцетти. Нижняя церковь, Сан-Франческо, Ассизи, около 1320 года
Фрески Пьетро Лоренцетти. Нижняя церковь, Сан-Франческо, Ассизи, около 1320 года

Пьетро и Амброджо привнесли натурализм в сиенское искусство.

Их эксперименты с трёхмерными и пространственными конструкциями предвещали приход эпохи Возрождения.

Фреска «Распятие» кисти Пьетро Лоренцетти из базилики Святого Франциска Ассизского
Фреска «Распятие» кисти Пьетро Лоренцетти из базилики Святого Франциска Ассизского

На творчество Пьетро повлияли Дуччо, Джотто и Джованни Пизано.

Шедевром его творчества являются фрески нижней церкви базилики Святого Франциска Ассизского, где он написал сцены, связанные с Распятием, Снятием с креста и Погребением Иисуса.

Отдельные фигуры его фресок демонстрируют разные наборы эмоциональных взаимодействий, в отличие от более ранних изображений тех же сцен со скоплением персонажей, следующих определенной иконографической схеме.

Пьетро Лоренцетти, деталь фрески "Снятие с креста", нижняя церковь базилики Святого Франциска
Пьетро Лоренцетти, деталь фрески "Снятие с креста", нижняя церковь базилики Святого Франциска

Брат Пьетро, Амброджо, написал между 1338 и 1339 годами две большие фрески в Общественном дворце Сиены (Palazzo Pubblico), в частности, в Салоне девяти (Sala dei Nove), комнате рядом с залом совета, где была написана "Маэста" Симоне Мартини.

Одна из фресок представляет собой великолепную аллегорию хорошего правления с его добродетелями и преимуществами мира, изображая Сиену и её регион наслаждающимися порядком и процветанием.

Амброджо Лоренцетти, деталь фрески "Аллегория хорошего правления"
Амброджо Лоренцетти, деталь фрески "Аллегория хорошего правления"

Другая представляет собой композицию, показывающую катастрофические последствия плохого правления.

Пример дурного правления
Пример дурного правления

Изображение Доброго правительства состоит из колоссальной фигуры города, одетой в имперские одежды, как будто она действительно была олицетворением Империи, но инициалы C.S.C.V., Comune Senarum Civitas Virginis, указывают на то, что это мужское изображение муниципалитета Сиены.

Амброджо Лоренцетти, деталь фрески "Аллегория хорошего правления"
Амброджо Лоренцетти, деталь фрески "Аллегория хорошего правления"

Рядом с этой гигантской фигурой находятся добродетели хорошего правительства: Великодушие, Умеренность и Справедливость, Благоразумие, Сила, Мир и Безопасность.

Мир — замечательная фигура этой композиции, давшая свое имя помещению, которое также известно как Sala della Pace (Зал мира).

Это молодая женщина, полулежащая на кушетке, одетая в простую белую, почти прозрачную тунику, а ее светлые волосы украшены венком, над ней надпись: PAX.

Фигура мира с фрески Амброджо Лоренцетти "Аллегория хорошего правления".
Фигура мира с фрески Амброджо Лоренцетти "Аллегория хорошего правления".

Также перед нами открывается вид на Сиену с группой молодых девушек, танцующих у городских ворот, купцами верхом на лошадях, крестьянами, возвращающимися с поля, и т.д.

-8

Ещё мы видим пейзаж, на котором пологие холмы страны, засеянные оливковыми деревьями и виноградниками, изображены с фигурой защитницы, летящей по воздуху и держащей в левой руке виселицу, на которой находится преступник.

-9

На другой стене изображено Плохое Правительство в сопровождении характерных для него пороков: Тирании, Гордыни, Тщеславия, Предательства, Жестокости и т. д.

Эта композиция кажется более благоприятной и лучше подходящей для концепции мыслителя и социолога, чем художника.

Это совпадает с мнением об Амброджо Лоренцетти ученого того времени Андреа делла Валле: "В своих манерах он больше походил на философа и джентльмена, чем на художника".

Плохое правление
Плохое правление

Другими шедеврами братьев Лоренцетти являются фрески базилики Сан-Франческо в Сиене.

В этой францисканской церкви художники попытались сконцентрироваться не на жизни святого Франциска, а на истории других святых Ордена.

Это были совершенно новые сцены.

На одной из них святой Людовик Толузский предстает перед Папой Бонифацием VIII, чтобы принять францисканское одеяние.

-11

На другой, мы видим пытки мучеников в Сеуте по приказу султана — драматическая композиция, в которой видно влияние школы Джотто.

-12

Амброджо Лоренцетти также написал несколько «Маэст» («Богоматерь с младенцем, сидящая на троне»), «Введение во храм» в 1342 году, «Благовещение» в 1344 году и некоторое количество необыкновенных пейзажей, которые демонстрирует потрясающую геометрическую строгость (например, как на картине «Город у моря»).

"Город у моря", 1340 г.
"Город у моря", 1340 г.
Амброджо Лоренцетти "Маэста", 1330-е годы
Амброджо Лоренцетти "Маэста", 1330-е годы