Перенапряжение стресса / Отсутствие напряжения из-за скуки и добавление впечатлений в жизнь через еду.
Слишком много событий! Я не могу больше их переносить! / Слишком мало событий! Надо добавить их в жизнь (едой).
С помощью еды соединиться с людьми (пойдем чайку попьем) / С помощью еды уйти от людей, когда она является "законным основанием" закрыться на кухне и побыть в одиночестве.
Слишком много эмоций, надо едой выключить мозг! / Слишком мало эмоций, надо едой добавить вкус жизни.
и т.д.
Противоположные проблемы решаются едой!
А теперь вопрос - может ли быть универсальная, всем подходящая "методика борьбы с перееданием"?
Интересный процесс обнаружила сейчас в статистике канала
Почему-то много людей подписываются на канал после прочтения старой статьи, где я прошу замедлить бег мыслей и задуматься о том, ЧТО мы делаем и ЗАЧЕМ это делаем. Статья вообще о законах мышления. Сложная и длинная.
Обычно в день подписываются 2-4 человека, редко 5.
А тут аж 29 человек!
Ссылка на ту статью, если кому-то станет интересно:
Это очень приятно, что такой сложный материал находит свою аудиторию!
Поэтому решила повторить ключевую мысль (сложную мысль!) для успешного похудения, когда это не рывок просто так, диета ради диеты (потому что Новый год впереди или летом в отпуск собрался).
А когда хочется как-то по-настоящему изменить свои отношения с телом, с едой, и даже изменить свою жизнь.
"Наблюдающее Я"
- часть психики,
которой у ребенка НЕТ.
Она создается постепенно в процессе жизни, когда обстоятельства заставляют человека осознавать - а ЧТО ты сделал?
Ты разбил бабушкину любимую чашку - ЗАЧЕМ?
Это плохо.
Зачем ты это сделал?
И первый честный ответ будет
- не знаю... Она сама упала. Я её не бил.
И это НЕ ложь, а честное ощущение сути произошедшего - у меня не было цели бить, я вообще с мячом по комнате бегал и до чашки мне не было никакого дела.
Зачем она упала?
И дальше наблюдение - а зачем мячик в неё попал?
И дальше самонаблюдение - а зачем я пнул мячик именно в ту сторону, где стояла чашка?
И тут обнаруживается НОВОЕ СВОЙСТВО РЕАЛЬНОСТИ
- комната делится на части:
- где есть чашки
- и где нет чашек!
И лучше не пинать мячик туда, где есть чашки, а то бабушка расстраивается, а мне этого не хочется. Дети очень чувствительны к настроению взрослых!
В процессе САМОпознания - обнаружено НОВОЕ свойство реальности,
поэтому поведение стало не случайным, а УПРАВЛЯЕМЫМ.
И тут может помочь взрослый, который укажет на ключевые для события свойства реальности.
Про ключевые признаки ситуаций говорили совсем недавно в статье:
При нормальных отношениях,
- когда реакция взрослых порождает у ребенка внутренний вопрос "зачем?",
- а не страх,
создается любопытство к себе - и правда, а зачем?
Возникает интересный процесс САМОпознания, развивается один из очень важных видов интеллекта, о чем подробно в статье:
Скажем прямо, я описала сейчас некую "сказку", идеал, а на самом деле
распространены ситуации другого вида
- когда ребенка просто наказывают и он боится наказания, и
- как-то взаимодействует СО ВЗРОСЛЫМ по поводу этого наказания,
- а не с собой и с ПРИЧИНАМИ события.
Тогда САМОнаблюдение не развивается, а, при негативных последствиях каких-то действий, активируется страх.
Страх наказания.
Человек не озадачивается вопросом "а ЗАЧЕМ я это делаю?",
он решает вопрос - "а как избежать НАКАЗАНИЯ?".
- Продолжая делать всё так же, как и раньше,
- я хочу, чтобы не было наказания.
Мне мешает не действие, а наказание
НАКАЗАНИЕ (лишний вес) мне нужно убрать из жизни.
Так получается булимия, когда съели что-то - и к белому другу скорее, чтобы последствия убрать.
ЗАЧЕМ я ел это лишнее? - вопрос, который остается "за кадром", он не звучит внутри, он даже раздражает, если его задает психолог.
САМОнаблюдение - сложнейший процесс!
САМОконтроль - огромная нагрузка на мозг!
Она даже меняет структуры мозга, увеличивая куски, которые этим самонаблюдением занимаются, увеличивая связи между полушариями и обмен информацией между полушариями.
Об этом подробно в статьях:
Хорошая новость в том, что, как и любой навык, самонаблюдение становится всё проще и проще по мере активной практики.
И в процессе настоящей психотерапии происходит то же самое - внимание человека разворачивается на себя, на свои реакции, на свои мысли.
- Вместо наказания (внешний мир),
- я сосредоточен на себе (внутренний мир) и узнаю что-то про себя.
А потом, когда узнал про себя,
то понял что-то и про внешний мир,
обнаружил его какую-то характеристику, на которую шла реакция психики, только не осознавалась.
Оказывается, психика работала правильно! Она правильно реагировала на какие-то обстоятельства, только мы это пытались подавить, не хотели это знать.
И часто проще НЕ заниматься таких громоздким и трудоемким, а отдать контроль во вне.
Пусть меня наказывают, если я сделал "ошибку"!
- так возникает тяга к готовым диетам, когда есть жесткий список продуктов, и к прочим способам избыточного внешнего контроля.
А ещё так возникает определенный способ отношений с собой, когда я себя тоже стараюсь наказать, вместо того, чтобы понять.
И жесткая,
ОЧЕНЬ жесткая диета - это отличный способ САМОнаказания!
Я так виноват, что съел эту булочку, что теперь заслуживаю неделю на воде! Всё! Решено! Больше никакой еды! Наказана! Может быть это в следующий раз остановит от переедания???
Раньше били розгами, а теперь вот голодовкой себя можно можно истязать.
И в этой системе жизни ожидается, что
"ошибки" перестанут возникать ИЗ-ЗА СТРАХА!
Вдумайтесь в этот вывод!
В такой системе жизни я хочу... ПОГРУЗИТЬ СЕБЯ В СТРАХ! Постоянный страх! Настолько постоянный, чтобы "ошибки", какое-то нежелательное поведение не могли проникнуть в жизнь.
Ведь если в какой-то момент я перестал бояться, то возникает "окно возможностей", куда "ошибки" могут забежать, воспользовавшись отсутствием страха.
Жизнь в страхе!
Приятно ли это?
Надежный ли это способ, чтобы регулировать СВОЁ поведение?
Или лучше потрудиться немного, создать полноценный навык САМОнаблюдения и жить, осознавая ПРИЧИНЫ каких-то действий, понимая их
- ПОЛЕЗНУЮ функцию на каких-то этапах жизни,
- перестав искоренять их как ОШИБКИ через хлестание себя плетью.
И ещё статьи по теме:
Всем здоровья, взаимопонимания и понимания СЕБЯ!
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.