Компульсивные переедания не имеют отношения к силе воли

420 прочитали

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками ))

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками )) Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ...

Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ управляет. Это автоматический процесс. И к силе воли сороконожки эта история отношения не имеет.

Автоматизмы

Как мы учились чистить зубы?

Сначала, это очень сложный и полностью контролируемый сознанием (и мамой) процесс.

А сейчас - это автоматизм. Мы чистим зубы и думаем о планах на день, не уделяя движением руки особого внимания.

А ещё, если мы "силой воли" заставим себя пропустить утреннюю чистку зубов, то будем чувствовать дискомфорт до тех пор, пока не сможем почистить зубы.

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками )) Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ...-2

Автоматизация процессов - это очень важная и полезная штука!

Представьте, если бы мы сейчас читали по слогам, как в 1-м классе, осознавая каждую букву :-)

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками )) Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ...-3

Смысл текста было бы сложно разобрать, потому что всё внимание погружено в опознание отдельных букв и складывание их между собой.

НО!

Если нам, взрослым людям, умеющим читать, нужно прочитать слово по слогам - мы можем добавить сознание в этот автоматизированный процесс, затормозить его, РАЗВЕРНУТЬ, и осознать все буквы, из которых состоит данное слово.

Обучение:
осознание каждой буквы - РАЗВЕРНУТЫЙ процесс чтения.
---
Научились читать:
"схватывание" слова и мгновенное понимание его смысла - СВЕРНУТЫЙ, автоматизированный процесс чтения.
---
РАЗВЕРНУТЫЙ - СВЕРНУТЫЙ

С компульсивными перееданиями такая же схема:

  • Сначала - это действие, которому мы обучились ДЛЯ ЧЕГО-то,
  • а потом - это уже автоматизм, который мы используем, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ.

Компульсивные переедания не имеют отношения к силе воли

  • Нужен НЕ просто волевой процесс торможения импульса и сознательного выбора из 2-х альтернатив (брать или не брать конфету, которая случайно попалась на глаза), о чем подробно писала в прошлой статье.
  • А нужно понимание - ДЛЯ ЧЕГО я использую переедание? ЧТО я с помощью него делаю? Как я себе помогаю? В чем меняется моя жизнь, когда я переедаю?

Ведь у автоматизированного процесса есть функция, какая-то цель. Скорее всего, важная цель!

Потому что для автоматизации любого процесса нужны многие и многие повторы какого-то действия с положительным результатом этого действия. Иначе, психика отбросит ненужное занятие ещё на этапе обучения.

Если мы не увидели полной работы психики, цель переедания, если мы не развернули процесс, - управлять этим процессом мы не сможем.

Да, мы сможем силой воли затормозить, но это лишь растянет время, отложит реализацию. Процесс будет "бродить" внутри и при любом возможном послаблении жесткого контроля вырвется наружу.

Какая цель может быть у переедания?

Переедания могут работать как защита от чего-то или как помощь в чем-то. И пока мы эту функцию не поняли - процесс изменить сложно, почти невозможно. Силой воли можно затормозить, но не отменить.

Наша цель - поймать мысль в момент переедания, а не отменить сам факт нежелательного действия.
Мы не с действие боремся, а пытаемся понять себя, ЦЕЛИ действия - РАЗВЕРНУТЬ автоматизм.

Например, еду часто используют для регуляции неприятных эмоций

От того,

  • что мы включили силу воли
  • и не стали себе помогать едой,
  • а остались с этим негативом - компульсивные переедания может быть и пройдут,
  • а вот что делать с давлением эмоций? Здесь клиницисты часто подмечают легкость перехода от одной зависимости к другой.
Если еда перестала выполнять функцию регуляции эмоций,
то эту функцию должен взять на себя кто-то другой.

Здесь возникает логичный вопрос - у всех людей есть эмоции, но не у всех людей есть компульсивные переедая и другие зависимости. В чем дело? Почему так?

Приведу пример У. Джеймса, классика психологии.

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками )) Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ...-4

Джеймс описывает реакцию сына на приезд поезда:

"Однажды я стоял на железнодорожной станции с моим маленьким сыном в тот момент, когда к ней подходил с грохотом скорый поезд.

Ребенок, который стоял у края платформы, испугался, задрожал, дыхание его замерло, он побледнел, начал кричать, быстро бросился ко мне и спрятал свое лицо.

Я не сомневаюсь, что ребенок был почти также удивлен своим поведением, как и подошедшим поездом, и, конечно, более удивлен, чем я, стоявший рядом."

Конец цитаты.

Очевидно, что взрослому (папе)
ситуация с грохотом от поезда и реакцией организма на этот грохот
более ПОНЯТНА,
чем ребенку (сыну).
И потому, из-за понятности происходящего, у взрослого значительно МЕНЬШЕ уровень эмоций, чем у ребенка (или эмоций вообще нет).

Задача взрослого - разъяснить ребенку ситуацию

И тогда не нужна еда, чтобы пережить что-то неприятное, а нужно ПОНИМАНИЕ этого неприятного. Обо всем этом очень подробно пишу в разделе "Эмоции как ВПФ".

ВПФ - это высшие психические функции,

которые сильно отличаются от натуральных, врожденных эмоций именно компонентом ПОНИМАНИЯ того, ЧТО сейчас со мной происходит.

Если понимаю - могу с этим быть, могу регулировать, могу себе помогать, и не нужно прятаться в еду от странных состояний.

Мне кажется очень ценным пример,

который девушка описала на нашем сайте KgMinus.ru в анонимном посте "Лечить дискомфорт едой":

"Я купила репу, самую обычную, сейчас сезон, люблю ее, хрустит. По калориям она практически невесомая и почистила я себе 2 штуки, вытянули они аж на 320 грамм.
Сижу хрущу, ещё макарошек немного и котлетка.
Ребёнок подошёл дольку утащил, собака дольку выпросила, а она все не кончается. Уже в животе побаливает от объема, а я все ем… все-таки не доела дольки 2.
И тут началось странное: мне захотелось чаю с конфетой… и курицы… и еще чего-нибудь… у меня болит живот от переедания, а я хочу есть… набить его еще…
И я съела и конфету и чай и немного курицы… и мне конечно не полегчало совсем, ощущение превратилось в « я сейчас лопну» и вот в этот поток мыслей « остановись, что ты творишь, тебе же хуже»
На самом деле в замешательстве.
Вспомнилось как мама, когда я говорила, что болит голова давала мне конфетку. И правда отпускало. Это даже легенда детских ироничных рассказов моей мамы: вот жеж хитрюга какая, а я не хитрила, мне помогало.
Получается совсем чушь: едой я пытаюсь заглушить дискомфорт от еды… фанфары… гениально…"

Спасибо автору за очень ценный опыт!

Мы видим вопрос к себе - а ЧТО я делаю? и ЗАЧЕМ я это делаю?

Этот вопрос не про силу воли, он про понимание себя.

Поэтому, при наличии компульсивных перееданий, внимание должно быть предельно развернуто в себя, в свои эмоции и мысли.

  • Не на борьбу с конфетой (или, как в этом примере, с репой),
  • не в упражнения на "силу воли" (я смогу жить без конфет! или, я смогу жить без репы!),
  • а на понимание - ЧТО я делаю? и ЗАЧЕМ?

И, кстати, все эти вопросы меняют структуру мозга, потому что автоматизированные процессы "живут" в одном месте головы, а осознаваемые - совсем в другом.

Вы в самом прямом смысле этого слова меняете свою голову, когда начинаете задумываться над автоматическим и привычным поведением.

Когда мы чему-то учимся - мы как раз и выполняем этот перевод действия (навыка, знания) из сознательного контроля в автоматический режим работы.

Обучение - максимальное внимание к каждому движению!
Обучение - максимальное внимание к каждому движению!

Сравните:
Я учусь вязать и ВСЁ моё внимание сосредоточено на каждом движении спицы
(РАЗВЕРНУТЫЙ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ процесс)
и
я НАУЧИЛАСЬ вязать, спокойно вяжу и болтаю с подругой, смотрю сериал, слушаю ребенка и т.д.
(СВЕРНУТЫЙ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ процесс)

Если процесс вязания автоматизирован, то он требует вмешательства сознания, к примеру, только на очень сложном рисунке.

Вывод

Компульсивные переедания - это просто автоматизированный процесс, который нужно ДЕавтоматизировать (разрушить автоматизм).

То есть из свернутого и бессознательного сделать развернутым и сознательным.

Развернутым - это значит, что мы осознаем все переходы мыслей и чувств. Подробно рассказывала на ЭТОЙ страничке.

КАК из любого автоматизированного процесса сделать осознанный и контролируемый?

Очевидно - "впихнуть" в него сознание.

Сознание ДЕавтоматизирует любой процесс. Прошу опять вспомнить сороконожку из анекдота :-)

Только у неё был полезный автоматизм, управляющий движением всех 40-ка ножек,
а компульсивные переедания - вредный автоматизм, который нам не нужен и который мы осознанно разрушим.

По большому счету, именно на таком "впихивании" сознания в привычные автоматизированные процессы построены все диеты.

Всё! Теперь я ем не подсолнечное масло, а льняное!

Непривычность набора продуктов заставляет внимание (сознание) вернуться в каждое действие, связанное с едой (в закупку продуктов, в приготовление блюд, в формирование порций).

Это как при вязании вынужденно вернуть сознание в процесс при выполнении сложного узора:

Помните анекдот про сороконожку, которая не смогла сдвинуться с места после вопроса, а как она управляет всеми 40-ка ножками )) Сороконожка не знает, КАК она ими управляет, потому что она ими НЕ...-6

Сложность задачи не позволяет воспользоваться автоматизмами, опираться только на них.

НО диета кончится, и человек вернется к привычным способам поведения. А там как были старые автоматизмы - так и остались. Их никто не осознавал, ими никто не занимался. Все в голове осталось без изменений, поэтому и жизнь ПОСЛЕ диеты остается без изменений.

Осознание привычного - это ОЧЕНЬ трудная и большая работа. Её не хочется делать. Её сложно делать.

Если автоматизация процесса происходила без осознанного участия "Я", то можно сказать, что эта категория задач тоже является задачами на рост "Я", о чем подробно писала в прошлой статье:

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.