Найти в Дзене

Наш мозг любит крайности, а природа - баланс

Нет в природе, в человеческих отношениях (в чем угодно!) такой штуки, которая бы будучи доведенной до крайности не приносила бы вред. Любая крайность - это очень вредно. Во всем. В спорте, в работе, в любви, в стремлении к чистоте, в послушании старшим. В чем угодно! Но есть проблема. Наш мозг, наша психика работает так, что старается любую многогранную ситуацию описать через наиболее простой вывод. Наш мозг - это машина упрощения, поиска совпадений Потому что так можно хоть как-то справиться со сложностью мира и начать в нем адаптироваться, успешной жить. Развитие ребенка начинается с поиска общего в разном Наш язык, освоение языка - это эксперименты с "прилепливанием одного и того же слова на РАЗНЫЕ предметы. Впечатления и эмоции объединяют СЛУЧАЙНЫЕ предметы без какой-то логики, ситуативно. Потом начинается выделение признаков. Но это признаки СЛУЧАЙНЫЕ, они не отражают суть вещей. Например, ребенок называет кошку тем же словом, что и муфту мамы, потому что они обе пушистые и
Оглавление

Нет в природе, в человеческих отношениях (в чем угодно!) такой штуки, которая бы будучи доведенной до крайности не приносила бы вред.

Любая крайность - это очень вредно.

Во всем. В спорте, в работе, в любви, в стремлении к чистоте, в послушании старшим. В чем угодно!

Но есть проблема.

Наш мозг, наша психика работает так,
что старается любую многогранную ситуацию описать
через наиболее простой вывод.

Наш мозг - это машина упрощения, поиска совпадений

Потому что так можно хоть как-то справиться со сложностью мира и начать в нем адаптироваться, успешной жить.

Развитие ребенка начинается с поиска общего в разном

Наш язык, освоение языка - это эксперименты с "прилепливанием одного и того же слова на РАЗНЫЕ предметы.

Впечатления и эмоции объединяют СЛУЧАЙНЫЕ предметы без какой-то логики, ситуативно.

Потом начинается выделение признаков. Но это признаки СЛУЧАЙНЫЕ, они не отражают суть вещей.

Например, ребенок называет кошку тем же словом, что и муфту мамы, потому что они обе пушистые и дарят ему ОДИНАКОВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ при прикосновении.

-2

Потом кошка его поцарапала, и ребенок стал называть кошку и вилку одним словом, всё тем же словом, потому что они делают одно и то же - царапают.

-3

Так, одним словом называются: муфта, кошка, вилка (это пример годовасика, который только осваивает речь и только пытается как-то осознать предметы внешнего мира).

Здесь важно то, что признак ПЛЫВЕТ, меняется от предмета к предмету.

Он не будет общим для муфты, кошки и вилки! - это самая первая стадия развития речи, интеллекта (или СИНКРЕТ).

Здесь идет объединение ОЧЕНЬ РАЗНЫХ вещей в одну группу через чувственное впечатление.

Объединение в категории на основе эмоций

Девочку просят сгруппировать вещи, которые лежат перед ней.

И она объединяет в одну группу ветку елки и снежинку, вырезанную из бумаги. Объединение таких разных для взрослого человека вещей происходит по признаку "пушистости".

-4
-5
Ребенок воспринимает предметы и группирует их на основе эмоций, чувственного, зрительного впечатления от них.

Развитие идет дальше

Нас научат в школе объединять явления не на основе зрительного впечатления, а на основе существенных признаков.

Нам расскажут, что кит - это млекопитающее, хотя и очень похож на рыбу.

-6

А кто нам расскажет, как выделить ключевые признаки в личных отношениях?

Производители косметики, одежды, вся индустрия потребления расскажет нам, что главное в личных отношениях - красота и молодость! Как вы смеете не ходить к косметологу??? Это почему у вас морщинки??! Безобразие!

Вот красивые, молодые и худые - имеют право на счастье, а полные и в возрасте уже...

Я выкладываю в Дзен фото из своей обычной жизни. Из отпуска, просто из дома. У меня нет рекламных фотосессий, рекламных постановочных фото. Фотошопа и прочих редакторов тоже нет.

Для меня это ложь и какое-то странное заигрыванием с читателем. Посмотрите, как красиво меня нарисовал фотошоп!

:-)

Странно и смешно. И вообще-то ложь обо мне и рассказ о возможностях современных программ.

Если я решаю приоткрыть свою жизнь, познакомить читателя со своей жизнью, то я буду делать это искренне и ничего не редактирую принципиально. Что для некоторых читателей является прям преступлением!

Переписка в комментах о моем уставшем виде:

-7
-8

Что здесь происходит?

Человеку когда-то сказали, что его идеальный, прямо супер-идеальный вид подарит какое-то счастье, поможет в чем-то. Нужно быть идеальной и все другие варианты запрещены!

Это тяжелое управляющее убеждение, которое рождает агрессию. В данном случае, она вылилась на меня, как посмевшую быть "неидеальной".

И вот, время идет, возраст идет.

Период от 0 лет до 30 лет заканчивается ровно в 30 ))

А как дальше? Вот человек живет 80 лет, а нужно все оставшиеся 50 лет выглядеть на 30 и страдать, что-то резать, чтобы ни в коем случае не увидеть в зеркале что-то похожее уже не на 30 лет, а на 32 ))

Нервная, напряженная жизнь получается с таким управляющим убеждением, резать чего-то приходится периодически, вот и бросается человек на всех, кто смеет жить иначе.

-----

Что главное в профессии? - может быть профессионализм?

Что главное в личных отношениях? - может быть любовь и взаимопонимание?

Вот это отделение главного, ключевого признака - это и есть переход на понятийное мышление (самый высокий уровень развития).

Далее, по мере развития,

  • ребенок научится выделять общий признак - 2-ая стадия развития интеллекта.
  • А потом и научится выделять не просто общий признак, а существенный, ключевой.
  • А потом, на 4-ой стадии, научится его осознавать, увидит КАК он пришел к какому-то выводу - понятийное мышление и высокий уровень самосознания.

Почему это стало возможно?

Потому что знания в голове из бардака простых впечатлений сложились с причинно-следственные связи, иерархии.

Порядок в голове получился,

поэтому можно его осознать
и переделать, при необходимости, если где-то ошибка.

И затрону тему похудения: а не так ли мы воспринимаем худых актрис на обложках модных журналов?

Ведь в личных отношениях,

в осознании причин гармонии или проблем

мы часто находимся на уровне развития синкрета (1-ый уровень), признак у нас "плывет".

-9

Хочу быть как она!

А это как? Это чего ты хочешь?

С муфтой, кошкой и вилкой взрослые помогут. Они объяснят разницу между этими предметами, наведут порядок в голове.

А вот с девушкой на обложке кто поможет? Особенно, когда реклама раз в 10 минут повторят, что нужно быть непременно как она! Все другие варианты ущербны и требуют незамедлительной коррекции!

А КАК это сделать?

И тут ПРИЗНАК ПЛЫВЕТ - она на обложке какая? О! Красивая! - побежали к хирургу:

- Сделайте мне идеальный нос! Я больше не могу видеть в себя в зеркало!

Сделали - ничего не изменилось в жизни.

Так, а что ещё?

О! Грудь! - побежали к хирургу:

- Сделайте мне идеальную грудь! Я больше не могу видеть в себя в зеркало!

Сделали - ничего не изменилось в жизни.

И так до неврозов и психозов, когда изуродовали себя до жуткой степени...

Картинка из вчерашней статьи:

-10

Статья была про белок, отношение к которому у многих людей сходно с отношением этих девушек к своим губам.

Почему это происходит?

Потому на уровне развития СИНКРЕТА человек своих размышлений НЕ ОСОЗНАЕТ. Он просто идет за своими впечатлениями от случайно встреченных событий (фото на обложке журнала).

Но можно осознать.

Вообще, рассматривание своих управляющих убеждений, причин своих эмоции и поступков - дело ОЧЕНЬ увлекательное, но для людей смелых, сильных духом.

Потому что иногда всплывают синкреты, когда признак "плыл", и это очень обидно, ведь потрачены годы жизни зря... Когда счастье от себя отталкивал, а хватался за пустое...

Смотрим мы на жизнь какой-то публичной личности

Ах, какая она красивая! Все мужчины у её ног! А в личной жизни ужас, и такая несчастная, что .... финал все знают.

-11

А эта такая пышка, и в возрасте уже приличном, а муж её любит, и 25 лет вместе, и они счастливы (семья Пирса Броснана и Кили Шеи Смит).

-12
-13
-14

Как можно разрушить жизнь в хлам, когда у тебя есть ВСЁ? И красота, и деньги, и молодость, и успех?

Значит, не в лишнем весе, красоте или деньгах дело?

А ведь они тоже могут развестись! А может он вообще ей изменяет!? А она тоже похудела!

Но все эти вопросы - это уже переход на следующий уровень мышления, когда мы пытаемся найти КЛЮЧЕВОЙ признак.

А ещё можно своё мышление осознать. Я зачем вообще озадачиваюсь чужой жизнью? Потому что у меня вопрос!

Тогда наше мышление продолжает рассуждение: "А мне худеть или нет? Или почему мы с мужем ругаемся?" - переход на 4-ый уровень развития мышления.

И дальше у людей есть редкая возможность

Только возможность, ею пользуются не все. На эту возможность часто и направлена психотерапия, психологическое консультирование.

Мы можем начать рассматривать свои обобщения и многогранность ситуаций - если захотим!
И в том, где есть какая-то проблема-задачка.

Я не хочу рассматривать многогранность велосипедов, потому что мне просто нужно, чтобы он ездил и всё.

А есть профи, которые про велосипед могут говорить часами, потому что на ОЧЕНЬ много нюансов и РАЗЛИЧИЙ можно разложить простое слово "велосипед".

Им это нужно - т.к. это их профессия.

Мне это НЕ нужно, и я не буду тратить свои силы на погружения в детали про велосипеды.

К слову, познакомлюсь с читателями, кто первый раз на нашем канале, и размещу фото с велосипедом :)

Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться с кем ещё не знакомы. Я научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология) и автор большинства статей на этом канале. Также иногда статьи создаются из мыслей читателей, историй доверителей и пользователей нашего сайта KgMinus.ru.
Это я, Кочеткова Наталья, приятно познакомиться с кем ещё не знакомы. Я научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология) и автор большинства статей на этом канале. Также иногда статьи создаются из мыслей читателей, историй доверителей и пользователей нашего сайта KgMinus.ru.

Ведь если мы всегда будем воспринимать ВСЮ многогранность ВСЕХ ситуаций, наш мозг зальет информацией и будет "потоп", а ещё избыточная сложность принятия решений, которая вообще заблокирует способность решить хоть что-то.

И мы не сможем сдвинуться с места и вообще функционировать в жизни.

Упрощение мира - это нормальная работа психики про переработке жизненного опыта

Из любого опыта она пытается сделать простой и четкий вывод, который дальше использует уже в других ситуациях. И это НОРМАЛЬНО! Это прямая обязанность психики! Для этого она и создана природой.

Например, разбирала в статье:

"Что делать, когда обидно. Как не заедать обиду и почему она часто возникает вместе со злостью"

Главное во всем этом

- иметь возможность как обобщать, так и уметь разворачивать процесс в обратную сторону:

  • ЧТО я сейчас обобщил?
  • и на ОСНОВАНИИ какого признака? ПОЧЕМУ я решил, что он ключевой, существенный?

Это и есть суть настоящей психологической работы. С этого начинался психоанализ З. Фрейда. Этим занимаются когнитивные и гештальт-психологи. Деятельностный подход тоже говорит про осознание структуры мотивов.

Иногда, хотя бы изредка думать над своими обобщения - это просто необходимый уровень гигиены своей психической жизни. Потому что без вмешательств - мозг всё захочет обобщать до самого простого вывода, который УЖЕ КРАЙНОСТЬ, и часто на основании таких признаков, которые не отражают сути вещей и явлений.

Всем здоровья, взаимопонимания и понимания СЕБЯ!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.